Пат между За и Зе: Процесс строительства диктатуры на Украине встречает сопротивление
Чем сильнее Зеленский хочет заморозить не по сезону расцветающую украинскую политику, тем громче и ярче этот сорняк заявляет о себе. Вот и меморандум о нежелательности демократической смены власти во время военного положения (ВР), обнародованный на днях, только усилил внутреннюю дискуссию о неизбежности выборов или ином способе устранения обанкротившегося шапито "95-й квартал".
Что нужно понимать о помянутом документе с вычурным названием "Выводы, принятые во время девятого "Диалога Жана Моне", выработанном еще три недели назад втайне от широкой публики в закарпатском селе Турья Пасека. Во-первых, что любая декларация, меморандум, конвенция, генерируемая украинскими депутатами и не имеющая статуса конституционного закона, не стоит примерно ничего и юридической силы не имеет. Сколько такого рода договоренностей, альянсов и мезальянсов уже было за тридцать лет, начиная, наверное, с "Каневской четверки" и "Оранжевой коалиции", когда украинские политики договаривались между собой что-либо делать или не делать, и ни разу это на практике не сработало. Потому что любая договоренность, в том числе международная, заключается этими специфическими людьми только для того, чтобы на следующий день ее вероломно нарушить или начать требовать лично для себя новые условия. Исключений здесь нет, и это единственное правило, которое в украинской политике действует безотказно.
Во-вторых, в диалоге имени "отца Европы" Жана Моне участвовал бывший глава Европарламента Пэт Кокс как главный европейский политик, не дававший украинцам забывать о важности демократических процедур. Именно этому принципиальному ирландцу, оказавшемуся в окружении бандеровцев на отдаленном хуторе, рассказывали они о не имеющих решения во время ВП проблемах украинской избирательной системы. И как будто в чем-то убедили, а значит претензий от европейской бюрократии за недемократичность Киев в ближайшее время не ожидает.
В-третьих, хотя под документом отметились представители почти всех парламентских сил, те, кто может и хочет вести собственную игру, лично руки о бумагу марать не стали. Так, под декларацией нет подписей Петра Порошенко и Юрия Бойко. К тому же отказалась присоединяться к общему хору депутатская группа "Восстановление Украины", объявившая документ антиконституционным. Занятно, что скандальному лидеру группы Евгению Шевченко приписывается политическая связь с главой ГУР Будановым.
Местные наблюдатели также в один голос говорят, что декларация - просто бумага, и если Зеленский получит твердые гарантии неучастия в политике своего единственного конкурента Залужного, или напротив, западные партнеры поставят будущность действующего президента ребром или в иную неудобную позицию с использованием всех доступных им грубых инструментов, выборы будут назначены и состоятся в срок, невзирая на военное положение и декларации.
Конституция же украинская, напомним, прямого запрета на президентские выборы во время ВП не содержит, вносить в нее соответствующие изменения во время ВП тоже нельзя, и коллективный отказ от выборов со скрещенными за спиной пальцами выглядит, в том числе, как попытка изъяны законодательства компенсировать. В интересах Зеленского, конечно.
И естественно, все это - часть общей стратегии офиса Зеленского по введению диктатуры и узурпации власти в стране. Другое дело, что не все здесь идет гладко, и призрак утраты легитимности уже гуляет по улице Банковой. Например, как ошибка в матрице выглядят результаты последнего опроса влиятельной социологической группы "Рейтинг", почти два года сохранявшей, по достоверным слухам, небескорыстную, верность Зеленскому. Оказалось, что сегодня Залужному целиком и полностью доверяют 63 процента украинцев, а президенту только 39 процентов, и окажись они завтра во втором туре президентских выборов, разница была бы в границах математической погрешности. Иными словами, электоральная динамика у Зеленского негативная. Еще три месяца назад подобный опрос не имел шансов появиться на публике.
Не желает становиться политическим легковесом и гигант украинской политики, неформальный лидер фрондирующих региональных баронов Виталий Кличко. Он уже прямо обвиняет Зеленского в движении к авторитаризму, и грозит ему расплатой за ошибки. Здесь мастер слова и гений парадоксов выдал страшную тайну президентского офиса: после отмены режима военного положения Зеленскому придется идти не на выборы, а к прокурору.
И чем сильнее страх утраты власти, тем грубее Зеленский действует. Так, стало известно о жестоком избиении в СИЗО действующего депутата Дубинского - "информационного киллера" при Коломойском, не смирившегося с арестом патрона, ударившегося в жесткую критику Зеленского и Ермака и тоже загремевшего за решетку. Но даже оттуда, посредством передаваемых адвокатам тезисов, которые его голосом озвучивал искусственный интеллект, он продолжил выпускать ругательные ролики на Youtube. За что и был физически наказан по указанию Зеленского, победе которого когда-то немало поспособствовал.
По лезвию ходит и Порошенко, угрожающие слухи о возможном аресте которого активно циркулируют. Его показательно и назидательно не выпустили за рубеж, на встречи с европейскими и американскими политиками. Помимо личной неприязни, есть у Зеленского здесь и практическое размышление: Порошенко, пожалуй, единственный украинский политик, чьи личные связи в западном истеблишменте качественно и количественно равны, если даже не превосходят таковые у Ермака и Кулебы. Он сам по себе альтернативный и оппозиционный Зеленскому МИД, прекратить работу которого и полностью монополизировать общение с Западом для президентского офиса - жизненная надобность.
Оппоненты обвиняют Зеленского в движении к авторитаризмуИ только Залужный на фоне разрастающегося политического хаоса хранит суровое молчание, не втягиваясь в объявленную ему офисом войну, а равно в процесс венчания на царство без личного согласия. Его контакты с Порошенко, Кличко и другими украинскими политиками и бизнесменами - весьма вероятные и даже наверняка имеющие место - нельзя документально ни подтвердить, ни опровергнуть, но именно сама их возможность должна очень нервировать Зеленского, а невозможность их запретить и исключить приводит в ярость.
Однако в целом, ситуация для обоих патовая. Залужный не может стать политиком и победить Зеленского на выборах, оставаясь главкомом ВСУ. Уволить главкома ВСУ Зеленский не может, потому что тот станет политиком с серьезным силовым ресурсом и победит его. Поэтому президент требует от Залужного гарантированного отказа от политической игры, каковых гарантий, как сказано выше, традициями украинской политики не предусмотрено. Понимая это, Зеленский пытается уничтожить потенциальный рейтинг соперника, лишь увеличивая его и показывая собственную истеричность и слабость. Залужный же, которому приписывается знание военной стратегии и чтение перед сном Сунь-цзы, дает тому возможность совершить все возможные ошибки. И либо по сумме ошибок ситуация качественно изменится, либо Зеленский отважится на радикальные меры, трактовать которые можно весьма широко.
Российская газета - Федеральный выпуск: №274(9219)