"Тяжелые сюрпризы за лентой": как группы Росгвардии пресекают диверсии в ДНР
"Два дня назад был задержан местный житель, подозреваемый в пособничестве ВСУ, в ходе допроса он указал вероятное местонахождение схронов оружия. Сейчас мы выдвинемся туда, чтобы проверить информацию", - кратко знакомит с предстоящей задачей корреспондентов "РГ" Никита, командир взвода спецназа Росгвардии.
От нашего участка до линии фронта - около 20 километров. Можно сказать, глубокий тыл Донецкой Республики. Здесь, на высоте, не гремят разрывы и мины не вздергивают землю. Однако тишина и отсутствие расстилающегося дыма над горизонтом вовсе не исключают опасности.
Килограммы тротила
"У нас два правила: всегда нужно смотреть под ноги и наблюдать за небом, потому как технические возможности тех же FPV-дронов позволяют им запросто покрывать расстояние в 40 километров", - предупреждают бойцы, терпеливо дожидаясь, пока я застегну не сразу поддавшийся ремешок своего тяжеловатого редакционного шлема. Ну вот, еще раз проверяем регулировку бронежилетов - у себя и коллеги-фотокорреспондента - и запрыгиваем в маневренный автомобиль "Тигр".
Впереди вдоль полей, с поднимающимися рядами кукурузы, оседает хвост пыли, поднятый колесами войскового грузовика "Урал". Неожиданно останавливаемся у развилки, исчезающей в лесополосе. Это первая точка. И, как оказалось, "с подарками".
"Командир, взгляните!" - чуть погодя зовут саперы, застыв на густо поросшем кустарниками пригорке. На земле лежат мешки с боеприпасами, рядом сваленные ручные гранатометы и иностранный пулемет.
"Такой тайник предназначен для кратковременного хранения, - комментирует он, - то есть пособники явно рассчитывали оперативно забрать оружие, иначе упаковали бы его более тщательно: в промасленную бумагу, замотав скотчем, уложили бы в ящики и глубоко закопали в землю".
Командиру всего 26 лет. Вырос в семье педагогов. Парень - единственный сын, поэтому из командировок шлет домой чаще краткие слова: "У меня все в порядке", чтобы не волновались. А в первый раз за "ленту" отправился в январе 2023 года и сразу в должности командира взвода спецназа. И, конечно, испытал волнение после окончания военного института от новой ответственности - за людей.
"То есть среди подчиненных многие старше вас?" - не удерживаюсь я от вопроса.
"Да, но разница в возрасте не вызывает проблем, - размеренно отвечает Никита. - Единственно, у товарищей есть опыт - у кого за плечами чеченская кампания, у кого участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе и награды, а ты приходишь совсем еще молодой, ничего, грубо говоря, не видел. И выходит, больше они меня учат, чем я их".
Вскоре бойцы направляются к следующей точке маршрута - заброшенной производственной базе. Передвигаемся по кромке лесных обочин "внутри" группы. Общее молчание изредка нарушают приглушенные голоса и звуки рации: каждый знает свой маневр - куда смотреть и целиться, чтобы прикрыть саперов, которые в этот момент первыми ступают на территорию с приземистыми, еще советских времен, постройками. Следом идет кинолог со служебной немецкой овчаркой. У четвероногого бойца, кстати, тоже специальное обмундирование - "сапожки", предохраняющие лапы от ранящих осколков и острых камней.
Обследуется каждый метр. Вокруг обрывки следов давнего (а может, и не столь давнего) присутствия человека: смятые жестяные банки, выцветшая мочалка, подушка. В полусумраке разбитого помещения вырастает стена из ящиков для боеприпасов. Деревянные тары хоть и пустые, но красноречиво выдают характер пульсировавшей здесь деятельности.
"Растяжка!" - снова докладывают по рации саперы. Граната с натянутой проволокой "поджидала" в соседнем строении, прямо у оголенного дверного проема. Это не единственный "сюрприз". Пока готовились к обезвреживанию, на улице нас внезапно настигло жужжание. Резкий, похожий на шмеля, усиленный звук (не спутаешь ни с чем). На этот случай группа подавления БПЛА всегда держит наготове антидроновое ружье: под воздействием его электронного импульса "FPVшка" теряет связь с оператором, геоданные. Но в эти секунды приблизившийся аппарат сбили тремя выстрелами, четвертый - и заряд ухнул где-то в стороне.
…Наконец, из дальней комнаты выносят припрятанные автомат Калашникова, гранатометы, бельгийский пулемет 2024 года выпуска, рацию. В этом арсенале - пехотные и противотанковые мины, электродетонаторы и огнепроводные шнуры. В отдельных мешках - заготовки для сбросов с квадрокоптеров, продукты питания на первое время.
"Кому это предназначалось, могу только догадываться, - сдержанно добавляет Никита. - Все "добро" уничтожим, а стрелковое оружие передадим следователям на экспертизу, в том числе и для уточнения - откуда эти боеприпасы".
Утро без единого выстрела
"До 2022 года в Донбассе действовал ряд интересных законов: например, жители могли держать на руках (регистрировать) тот же 7,62-миллиметровый пулемет Калашникова, - уже позже поясняет полковник Илья, замкомандира бригады Росгвардии. - Для обладателей "огнестрела", желающих добровольно сдать оружие на нужды СВО, сейчас действует "амнистия", по которой они освобождаются от уголовной ответственности. И все равно каждый мы день изымаем пистолеты, автоматы у населения".
Борьба с диверсионно-разведывательными группами - основная цель войсковых групп. Их выявляют благодаря целому комплексу мероприятий: спецразведка, сбор информации среди жителей, радиоперехваты. Такая тонкая невидимая работа, которая приносит плоды. Так, в феврале 2023 года бойцы Росгвардии взяли в ДНР действующего сотрудника СБУ из "Азовстали". И что важно - без единого выстрела.
"В разгар штурма металлургического комбината экс-подполковник успел покинуть Мариуполь и, обладая хорошими связями, хоронился в разных местах, - рассказывает Илья. - Сначала вычислили друга-пособника, который прятал его в квартире своей матери в одном из населенных пунктов. И после этого оперативно сработали во взаимодействии с силовыми структурами - нагрянули к нему ранним утром, когда тот еще толком и не проснулся. На улицу редко выходил, а тут ему постучали в дверь - и… он без задней мысли ее открыл".
Барьер Кремня
Маневренные группы Росгвардии также круглосуточно обеспечивают безопасность в Донбассе. Особенность их работы - мобильность и быстрое реагирование на постоянно меняющуюся оперативную обстановку. Иными словами, они оказываются в нужном месте в нужное время. Как это происходит, мы увидели, побывав на одном из передвижных КПП, который развернули на объездном пути.
В сгущающихся сумерках на улочке донецкого поселка выставляют дорожные знаки "Стоп - контроль". Бойцы спецназа тщательно досматривают автомобили, прежде всего грузовики: есть ли в салоне оружие, взрывоопасные и иные запрещенные предметы. Но спектр задач этим не ограничивается.
"Ситуации на дорогах случаются разные: однажды во время патрулирования мы стали свидетелями ДТП - гражданская машина не вписалась в поворот и улетела в кювет, - рассказывает командир отряда мобильного особого назначения с позывным Кремень. - Пострадавшему мы оказали экстренную помощь и доставили в больницу".
В другой раз пьяный водитель проигнорировал требование остановки автоинспектора ГБДД: попытался проскочить мимо на скорости, самоуверенно выехав на полосу встречного движения. Благо дорога оказалась пустынной. Бойцы отряда моментально затормозили лихача, развернув специальное средство ограничения - "лиану".
Кремню 44 года. Он отец троих детей. С самой младшей дочерью, появившейся на свет в февральские дни 2022 года, теперь празднует свой второй день рождения. Тогда офицер находился на Харьковском направлении. Вспоминает, обстановка была экстремальной.
"Ранее нашу колонну пытались подорвать, начал работать снайпер, - рассказывает Кремень свою историю. - И все равно в той жесткой ситуации не растерялись, направили БТР и сумели занять оборону, отразив нападение. Затем выполнили задачу и вышли".
Он поясняет, что передвижные пункты пропуска, как и работа стационарных постов, - это еще и профилактическая мера. Жители новых регионов понимают, что закон все-таки на первом месте. Это не плакатные слова. На том же стационарном посту проверяют более 300 единиц автотранспорта и более 500 человек. За минувшую неделю военнослужащие Росгвардии пресекли более 500 административных правонарушений и задержали пятерых злоумышленников.
АрмияДонецкая Народная РеспубликаВ регионахСпециальная военная операция по защите ДНР и ЛНР