Спецслужбы смогут выявлять тайные дворцы чиновников
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, которая позволит проводить тайные проверки кошельков региональных и муниципальных чиновников: не завелись ли там нетрудовые доходы. С соответствующими запросами в компетентные органы смогут обращаться губернаторы регионов. Мол, есть подозрение, проверьте, пожалуйста.
"Подготовленный законопроект предоставляет губернаторам право направлять в федеральные органы исполнительной власти запросы на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении региональных и муниципальных чиновников, - прокомментировал инициативу зампред правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов. - Таким образом, правоохранительные органы будут подключаться к проверке достоверности деклараций о доходах и расходах служащих всех уровней публичной власти". Напомним, ежегодно все чиновники отчитываются о доходах и расходах.
Это одна из важнейших антикоррупционных мер: финансовая жизнь государственного человека должна быть полностью прозрачной. В былые годы скромные столоначальники незаметных департаментов могли получать небольшую зарплату и при этом жить в особняках, ездить на люксовых авто и отдыхать на яхтах. Задавать вопросы на этот счет было не принято. Мол, есть презумпция невиновности и есть магия денег, когда некие маги-столоначальники умудряются роскошно жить на небольшие деньги. Теперь же, если у чиновника вдруг неизвестно откуда появились богатства, руководство просто обязано задать ему вопросы. Если государственный муж не сможет доказать, что приобрел все честным путем, сомнительное имущество у него заберут.
Однако иной чиновник может и солгать в декларации. После введения антикоррупционных мер некоторых столоначальников поразил вирус скромности: они перестали выставлять напоказ свою красивую жизнь. Потому и в декларациях они могут - исключительно из скромности - не указать люксовый автомобиль. Или, скажем, представить свой дворец избушкой. Потому декларации проверяются и перепроверяются. В некоторых случаях возникает необходимость использовать и методы спецслужб.
Например, тайные агенты могут выяснить, что иной столоначальник подозрительно часто ночует в особняке на берегу живописного озера. А затем собрать подтверждения, что, хотя дом и записан на кого-то постороннего, чиновник там не гость, но настоящий хозяин.
В отношении федеральных чиновников подобная практика уже существует. Теперь предлагается усилить антикоррупционный контроль и за региональными и муниципальными чиновниками.
Кроме того, как пояснил заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов, проект наделяет губернаторов полномочиями осуществлять антикоррупционные проверки в полном объеме в отношении граждан, замещающих муниципальные должности или претендующих на замещение таких должностей. То есть проверять не только декларации, но и в целом контролировать, выполняют ли чиновники все антикоррупционные ограничения. Например, сообщают ли о фирмах своих родственников, претендующих на государственные подряды и т.п.
"Цель действующих запретов и ограничений заключается прежде всего в профилактике коррупции. Создаются условия, при которых коррупционное поведение становится не просто затруднительным для должностного лица, но и крайне рискованным. Неожиданный рост благосостояния чиновника, не подтверждаемый официальными доходами, может привлечь повышенное внимание к должностному лицу и привести в конечном счете к его увольнению и лишению имущества, законность происхождения которого не удастся подтвердить", - подвел итог заместитель главы правления АЮР.
Российская газета - Федеральный выпуск: №172(9117)