Путин: Труд учителя должен оплачиваться по единым, понятным и прозрачным правилам
Нужно совершенствовать систему оплаты труда педагогов, а также законодательно предусмотреть доплаты наставникам, заявил Владимир Путин в среду, 27 декабря, на заседании Госсовета, подводя итоги Года педагога и наставника. В ходе мероприятия выяснилось, что для многих его участников главный наставник - сам президент.
Открывая Госсовет, Владимир Путин выразил признательность в адрес всех учителей, кто посвящает свою жизнь становлению новых поколений граждан России. По его словам, нужно низко поклониться учителям, вырастившим тех, кто участвует в специальной военной операции (СВО). "Учителя этих ребят вырастили, воспитали настоящих мужчин, героев, научили их помогать товарищам, быть смелыми, честными, порядочными людьми", - сказал он.
Сейчас один из важнейших вопросов в области образования - улучшение условий труда и оплаты педагогов. Путин напомнил, что в 2012 году было принято решение об увеличении средней зарплаты педагогов до уровня среднемесячного дохода по трудовой деятельности в конкретном регионе. "Эта мера сыграла определенную роль в повышении статуса учительского труда, вместе с тем нужно совершенствовать и делать справедливыми механизмы оплаты труда педагогов", - сказал президент. Он призвал увеличить доходы учителей в тех регионах, где они существенно ниже, чем в среднем по стране. "Труд учителя должен оплачиваться по единым, понятным и прозрачным правилам", - сказал Путин, пояснив, что иначе между регионами накапливаются разрывы в качестве обучения, растет дефицит педагогических кадров. В связи с этим Путин поручил правительству разработать системные подходы к оплате труда педагогов.
Президент также подчеркнул, что воспитательная работа не должна быть ограничена рамками школы, и призвал сформировать систему наставничества для молодежи и подключить к ней ветеранов боевых действий. Важно, чтобы наставничество в России не было формальным. "Ни в коем случае нельзя загонять это движение в бюрократические рамки, превращать в какую-то принудиловку. Напротив, нужно создавать такие условия, чтобы как можно больше людей искренне стремились взять на себя эту почетную миссию - передавать опыт, наставлять", - указал глава государства.
Путин также предложил учредить в стране ежегодную премию "Наставник года". Президент отметил, что звание "наставник" должно звучать гордо - для этого пять лет назад в России учредили знак отличия "За наставничество". Наряду с моральными стимулами за наставничество должны существовать и материальные поощрения. "Поэтому возможности начисления доплат за работу наставником нужно предусмотреть законодательно", - поручил Путин.
Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что правительство разработает поправки в Трудовой кодекс для введения выплат за наставничество. Кроме того, российская трехсторонняя комиссия будет проводить ежеквартальный мониторинг оплаты труда учителей, чтобы сократить дифференциацию в регионах.
Министр просвещения Сергей Кравцов подвел итоги Года педагога и наставника. "Хочу отметить глав субъектов РФ, на вашем уровне было реализовано более 470 мер поддержки педагогов на общую сумму свыше 53 млрд рублей", - сказал он. Министр также отметил, что денежные поощрения за классное руководство выплачиваются без сбоев и в срок. По словам Кравцова, недавние поправки в закон об образовании значительно усилили правовую защиту педагогов, и в законе больше нет такого понятия, как образовательная услуга. В результате этого педагогические специальности вышли на второе по популярности место, конкурс на них в среднем составил 11 человек на место.
От совместных достижений наставников и их учеников в конечном счете зависит и судьба нашей РодиныВыступавший губернатор Севастополя, председатель комиссии Госсовета по направлению "Образование" Михаил Развожаев заявил, что сам Владимир Путин - наставник для всех глав регионов. В связи с этим он процитировал главу государства. "Вы сказали эту фразу на встрече с участниками всероссийского форума "Наставник", она лично для меня является понятным целеуказанием в этой работе: "Любой профессионал всегда мечтает о том, чтобы дело, которому он посвятил свою жизнь, оказалось в будущем в надежных руках". Думаю, что в этом сама суть наставничества", - сказал он, обращаясь к президенту.
Старший сержант, участник СВО батальона "Спарта", кавалер Георгиевского креста IV степени, студент Владимирского педагогического колледжа Руслан Захаров начал свое выступление со слов: "Здравствуйте, дорогой мой президент". Он рассказал о своем опыте наставничества. "Народный фронт" пригласил меня в августе на мероприятие, где я работал с молодежью, рассказывал о своем пути, подвигах своих боевых товарищей, о том, на что готовы наши воины ради великой победы", - сказал он. Боец также поблагодарил президента за сильную, крепкую Россию и признался, что Владимир Путин - наставник и лично для него, и для всей страны. "Я планирую после победы заниматься наставничеством", - сообщил Руслан.
Путин в свою очередь отметил, что наставничество - это благородная миссия, но нет ничего более эффективного, чем передача своего знания и опыта "от сердца к сердцу". Президент поблагодарил бойца и пожелал ему успехов как на поле боя, так и в воспитании будущих поколений.
Руководитель Театрального института имени Щукина народный артист России Евгений Князев рассказал о проекте для развития школьных театров как инструменте для воспитания наставничества. Ведь через театр молодое поколение привлекается к изучению классики. Князев рассказал, как после спектакля "Пиковая дама" получил письмо от одной матери с благодарностью. "Она пошла на спектакль ради своего сына, который проходит в школе Пушкина. А он ей сказал, что не пойдет на Пушкина, потому что Пушкин - это старье", - пояснил народный артист. Но мама настояла, и в итоге ребенок так увлекся спектаклем, что сказал: "Пушкин - это клево!"
Путин в ответ заметил, что "Пиковая дама" не входит в школьную программу. "Поэтому, может быть, ему было так интересно. Тройка, семерка, туз, не туз, а... дама", - напомнил произведение президент. "Пиковая дама" Пушкина многому учит нас, в том числе не отыгрываться, а выигрывать и побеждать. Но для того, чтобы побеждать, мы должны еще более внимательно относиться к школе, - сделал вывод глава государства, - потому что именно в школе закладываются все наши победы. Это абсолютно очевидные вещи, и это фундамент, на котором строится все наше общество, вся страна, все государство".
Российская газета - Столичный выпуск: №296(9241)