Патрушев провел в Салехарде Совет по защите национальных интересов РФ в Арктике

Рациональное освоение природных ресурсов Арктики, инфраструктурное развитие региона, превращение Северного морского пути в безопасную круглогодичную и конкурентоспособную национальную транспортную коммуникацию - вот ключевые приоритеты национальной морской политики. Об этом во вторник в Салехарде на заседании Совета по защите национальных интересов России в Арктике заявил помощник президента, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Он напомнил, что Владимир Путин по итогам поездки в Мурманск в марте этого года дал ряд поручений, в том числе по формированию комплексного проекта развития Арктической зоны России и Трансарктического транспортного коридора, ключевым участком которого будет являться Северный морской путь. По словам Патрушева, недавно на заседании Совета Морколлегии по стратегическому развитию Военно-Морского флота были приняты решения, направленные на защиту национальных интересов России в Арктике. Они связаны, в том числе, с организацией судоходства по Трансарктическому транспортному коридору и пресечению провокационных действий иностранных государств в арктических широтах.

Как отметил помощник президента, учитывая сложные условия судоходства в высоких широтах, важно комплексно подходить к развитию арктических портов, в первую очередь в восточной части Северного морского пути. А также создавать на их базе необходимую инфраструктуру, которая должна обеспечить оперативное оказание помощи судам и кораблям при происшествиях на море, а также выполнение аварийных, поисково-спасательных работ и медико-санитарное сопровождение.

"В этих целях необходимо принять дополнительные меры по развитию аварийно-спасательного флота, мест его базирования, созданию навигационного оборудования и авиационной поддержке", - указал председатель Морколлегии. В то же время он отметил, что в настоящее время подразделения федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающие безопасность морской деятельности в Арктической зоне, пока еще недостаточно технически оснащены.

Такое положение дел, по его мнению, является сдерживающим фактором для организации перевозок по Севморпути, в том числе транзитных, и в дальнейшем будет ограничивать потенциал Трансарктического транспортного коридора. О необходимости скорейшего решения этих проблем говорил и вице-премьер, помощник президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, который, как и большинство руководителей федеральных органов, участвовал в заседании по видеоконференцсвязи.

Отдельно по поручению Путина председатель Морской коллегии с участием полпредов президента на Урале Артема Жоги и в Сибири Анатолия Серышева обсудил вопросы, связанные с развитием Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей и модернизацией Салехардского речного порта. По словам Патрушева, учитывая отсутствие на арктических территориях развитой сети автомобильных и железных дорог, водные пути являются практически безальтернативными. Он напомнил, что Обь-Иртышский бассейн является ключевой транспортно-логистической артерией Западной Сибири, в границах этого бассейна расположены 14 речных портов, обеспечивающих транспортировку грузов в Уральском и Сибирском федеральных округах. Однако возможности использования транспортного потенциала бассейна снижаются в связи ухудшением судоходных параметров рек.

"Низкий уровень воды на магистральных участках внутренних водных путей препятствует развитию судоходства, а недостаточные глубины не позволяют использовать суда типа "река-море" большой грузоподъемности", - добавил Патрушев.

Кроме того, по его данным, суда, работающие в Обь-Иртышском бассейне, морально устарели и имеют критический уровень физического износа. В модернизации нуждается и инфраструктура речных портов, износ которой в ряде портов составляет до 80%. Эти проблемы ведут к снижению объемов грузоперевозок. Соответственно, по словам председателя Морколлегии, провозные мощности рек Обь и Иртыш слабо используются для освоения перспективных районов добычи природных ресурсов Арктической зоны России.

За два дня рабочей поездки на Ямал Патрушев успел посетить Саббету, где расположено крупнейший в России завод по производству сжиженного природного газа - Ямал-СПГ. А также уникальный научный центр изучения Арктики в Салехарде, который занимается, в том числе, проблемами таяния и деградации вечной мерзлоты. В Саббете Патрушеву показали весь процесс производства сжиженного газа вплоть до закачки в фирменные бетонные хранилища СПГ, раскрашенные как банки сгущенки, так и морской терминал порта Сабетта, где в этот момент под погрузкой стоял огромный морской газовоз. Губерантор ЯНАО Дмитрий Артюхов рассказал о стабильно высоком уровень производства СПГ на крупнейшем в России заводе и роль арктического морского порта в выполнении задачи по загрузке Северного морского пути. Так, по итогам 2024 года более 60% грузопотока СМП составили именно экспортные поставки сжиженного природного газа с Ямала.

Работа властиВоенно-морской флотВЭДСалехардВ регионах