Открыто движение по МЦД-3
В четверг, 17 августа, президент Владимир Путин, мэр столицы Сергей Собянин, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и глава РЖД Олег Белозеров вместе открыли движение по новой наземной ветке метро, соединившей через Москву Зеленоград и Раменское. Это уже третий по счету маршрут Московских центральных диаметров - МЦД-3. Наряду с другими составами здесь ходят новейшие отечественные "Иволги 3.0." - поезда, не уступающие зарубежным аналогам.
В четверг днем Владимир Путин приехал в Манеж, где в эти дни проходит урбанистическая выставка "Год нового транспортного каркаса". Отсюда в режиме видеоконференции он принял участие в запуске МЦД-3.
Как рассказал Сергей Собянин, центральные диаметры наряду с МЦК стали опытом превращения железных дорог в настоящий городской транспорт. Первые диаметры были запущены в ноябре 2019 года, и Владимир Путин тогда, кстати, стал первым их пассажиром, проехав несколько станций от Белорусского вокзала. За прошедшие с тех пор два года МЦД-1 (Одинцово - Лобня) и МЦД-2 (Нахабино - Подольск) стали очень популярны у тех, кому нужно регулярно добираться из Подмосковья в столицу.
В часы пик поезда ходят каждые пять-шесть минут, есть пересадки на метро и МЦК, пассажиры едут в комфортном вагоне и главное - без пробок"Первые два диаметра перевозят уже около 600 тысяч пассажиров в сутки, впереди еще три диаметра. А сегодня - историческое событие!" - заявил мэр, имея в виду запуск движения по третьей линии МЦД. После этого глава РЖД Олег Белозеров попросил машинистов доложить о готовности к началу поездок.
- Поезд "Иволга 3.0" готов впервые начать движение по маршруту МЦД-3 Зеленоград - Раменское, - заявил машинист 1-го класса Евгений Дружинин. - Разрешите начать движение?
- Разрешаю! - сказал Владимир Путин.
- Принято! - ответил машинист, поезд издал гудок и тронулся.
Владимир Путин поздравил Москву и команду мэра с реализацией еще одного крупного проекта, который сделает удобнее жизнь москвичей и тех, кто живет в ближайшем пригороде, ездит на работу и учебу в столицу. "Что говорить, это, казалось бы, не такой протяженный маршрут, но востребованный, безусловно, сотнями тысяч людей. Я думаю, там счет в конце концов пойдет на миллион", - оценил президент.
Кстати, на выставке в Манеже ему показали обновленный подвижной состав рельсового транспорта Москвы, в том числе новейшие "Иволги 3.0". Именно они составят основу вагонного парка диаметра. Такие поезда быстрее предыдущих моделей (могут развивать максимальную скорость до 160 км/ч вместо 120), а салоны оборудованы всем необходимым для пассажиров, включая места для велосипедов и хранения багажа, биотуалеты, зарядки для гаджетов и даже для электросамокатов.
- Поезда "Иволга" постепенно приходят на смену старому подвижному составу. Во время пуска 70% подвижного состава в этих направлениях будет новым, это "Иволга", ЭП2Д. В следующем году 100% поездов будут новыми на этих линиях. Это большой технологический прорыв! - заявил Сергей Собянин.
Как и одноименная птица, электропоезд "Иволга" летает быстро и плавно. В часы пик поезда ходят каждые пять-шесть минут, то есть не нужно подстраиваться под расписание. Есть пересадки на метро и МЦК, пассажиры едут в комфортном вагоне и главное - без пробок. В целом, по словам Собянина, благодаря запуску МЦД-3 пассажиропоток увеличится в 1,7 раза, пассажирских мест будет в 2 раза больше, сократится в 1,5 раза интервал движения.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев отметил, что каждое открытие ветки МЦД - большое событие для жителей региона, ведь поездки теперь стали не только быстрее и комфортнее, но и дешевле приблизительно втрое. Оплатить проезд можно картой "Тройка" с бесплатной пересадкой на метро. "180 рублей и 65 рублей - это огромная разница", - сказал Воробьев.
Запуск новых линий Московских центральных диаметров важен и для развития региона - меняется инфраструктура подмосковных городов. "Мы видим, что 1 миллион человек проживает на МЦД-3. А в ближайшей перспективе будет проживать в два раза больше. Почему это стало возможным? Потому что проекты реновации, те законы, которые вы одобрили по расселению ветхого и аварийного жилья, могут реализовываться в другой модели, гораздо быстрее", - рассказал Воробьев президенту.
Плюс, по его словам, железнодорожное сообщение дополняется строительством новых дорог. "Мы вместе с Москвой стараемся делать так, чтобы все было синхронизировано. Диаметры синхронизируются в том числе с нашими концессионными дорогами. У нас две большие концессии - это Южно-Лыткаринская трасса и Пироговское шоссе. Это очень важно для транзитного транспорта, который выходит из городов, и это очень влияет на ощущения", - рассказал губернатор Подмосковья.
"Для железных дорог - это новая жизнь!" - заявил глава РЖД Олег Белозеров. По его словам, 100 лет к железной дороге в столице никто не подступался. "Все входы в Москву были построены либо в конце XIX века, либо в начале XX века. Последний значимый объект был построен в 1908 году!" - рассказал глава РЖД. В этом смысле строительство диаметров - действительно историческое событие.
Собянин еще раз это подтвердил. "В генплане 1937 года была поставлена задача соединить разрозненные радиусы железных дорог, которые доходили до вокзалов и останавливались, - рассказал он Путину. - Но в течение ста лет к ним никто не подступался. Просто боялись, очень сложная задача. Когда вы приняли политическое решение это реализовать - буквально за несколько лет эти проекты один за другим стали воплощаться".
Владимир Путин высоко оценил МЦД, назвав мощным проектом. Теперь наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. "Конечно, проект скоростной железной дороги на первом этапе между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно, но мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации", - заявил президент.
Он обратил внимание на то, что если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда освободятся действующие пути для передвижения грузов, что важно для экономики. А пассажиры смогут добираться заметно быстрее. Время в пути по ВСМ от Москвы до Петербурга сократится до 2 часов 15 минут с нынешних четырех. Между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом - 29 минут.
- Но это, безусловно, должен быть только первый этап этой работы, - заметил президент. - Потом, безусловно, нужно двигаться и в Нижний Новгород, в Воронеж и из Нижнего в Казань, из Казани в Уральский регион.
Когда люди смогут передвигаться легко в течение получаса и часа от одной крупной агломерации в другую - это подтолкнет развитие образования, науки, промышленности, высокотехнологичных сфер экономики. Путин видит перспективы строительства высокоскоростных железных дорог до Минска, Адлера, а в перспективе в сторону Донецка и Луганска. "Без всякого сомнения, мы должны будем развивать эту систему дальше. Если от Москвы до Адлера "протащить", это уже будет десять часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто едет отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк", - заявил президент.
Три с половиной миллиона жителей Москвы и Московской области получили в шаговой доступности наземное метро, как называют Московские центральные диаметры. Называют неспроста: движение этих электричек такое же надежное и предсказуемое, как и поездов столичной подземки. На МЦД-3 не будет никаких "окон", какие бывают у обычных пригородных железнодорожных поездов. Интервал в движении вместо прежних 8,5 - 5,5 минуты. Показал хвост уходящий состав, не беда, скоро придет другой.
Из 38 станций 14 - пересадочные, на них можно сделать 21 пересадку на метро, МЦК и другие диаметры. Жителям Подмосковья не нужно больше ехать до первой станции подземки в черте столицы, они могут продолжать свой путь и доехать до места или пересесть на другой вид городского транспорта в более удобной точке. Это не только им вдвое сократит время в пути, но еще и обойдется даже дешевле, так как на весь маршрут МЦД распространена московская тарифная система. В соответствии с ней при поездке с картой "Тройка" в течение 90 минут доступна бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры. По данным заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, экономия для пассажиров составит до 70 тысяч рублей в год.
Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Любовь ПроценкоНо поедут на МЦД-3 не только жители Подмосковья на работу в столицу, а москвичи - на дачу в область. По опыту первых диаметров для москвичей стал привычным и маршрут из Москвы в Москву. До запуска МЦД сложно было представить себе горожанина, который, отправляясь в другой район города, садился бы в электричку. А сейчас 80 тысяч москвичей выбирают именно наземное метро, когда едут в гости, на работу или погулять.
По прогнозу экспертов, запуск МЦД-3 сделает свободнее на 15 процентов Люблинско-Дмитровскую, Таганско-Краснопресненскую и Калужско-Рижскую линии подземки, так как жители столицы, проживающие в зоне его влияния, пересядут на наземное метро. Менее загруженными станут также Новорязанское, Ленинградское, Новоегорьевское, Косинское и Егорьевское шоссе, а также Октябрьский проспект - с них уйдет 6,9 тысячи машин. Их водители и пассажиры также пересядут на МЦД-3: ехать в удобном вагоне приятнее, чем сидеть в пробках на дорогах, да еще в Москве платить по 450 рублей в час за парковку. Произойдет это в течение ближайших четырех-пяти месяцев.
Подготовила Любовь Проценко
Российская газета - Федеральный выпуск: №184(9129)