Как икона святого Варфоломея спасла казаков под Соледаром

С первых дней специальной военной операции отряды казаков России сражаются на самых опасных направлениях: под Работино и Вербовым на Запорожье, в Херсонской области у Антоновского моста, в Кременских лесах Луганской Народной Республики. Несмотря на жестокие бои, казаки не утеряли боевой дух и готовы воевать до полной победы. Отдельные подразделения, как, например, батальон "Терек", выросли до полноценных бригад, которые комплектуются исключительно добровольцами. В чем секрет высокого боевого духа, корреспонденту "РГ" удалось выяснить, побывав на позициях казаков.

Пункт временной дислокации, где находится штаб отряда "Гребенской", располагается в полуразрушенном здании. Украинские артиллеристы изрядно повредили трехэтажное строение 152-миллиметровыми гаубичными снарядами, и теперь обитать в нем могут лишь военные.

Воронки во дворе засыпаны щебнем и битым кирпичом. Догадываюсь, что материал для ремонта бойцы взяли из раскрошенных стен. Несколько пробоин в здании заделаны, но остались особо крупные, куда запросто можно было бы въехать на малолитражном автомобиле, если бы "мать" дыр не находилась в районе второго этажа.

Внутри здания разрухи нет, но все аскетично: кубрики для жилья прибраны, скамейка со штангой, боксерская груша и теннисный стол стоят в полутемном коридоре, узел связи отгорожен маскировочной сетью, и лишь по бегающим огонькам и писку радиоэфира становится ясно, что там пункт управления.

- Отдельный казачий диверсионно-разведывательный отряд "Гребенской", где мы находимся, - это довольно молодое подразделение. Годовщину создания будем отмечать в июле, но все бойцы опытные, так как приходят сюда служить по зову сердца. И, кстати, бригада "Терек" исключительно боевая: у нас два Героя России, около ста казаков награждены государственными наградами, а 200 - медалями Министерства обороны России, - рассказывает командир отряда с позывным Кабан.

Офицер не скрывает, что гордится сослуживцами, и, как радушный станичник, стремится показать свое хозяйство и тащит в хозблок.

- Смотрите, с каким комфортом устроились. Вот собственная душевая с горячей водой, ведь когда боец на ротацию приходит из поиска или с позиции, где, как кошечка лапкой, умывался несколько недель, то ему первым делом треба искупаться. Вот здесь солдат может скинуть форму и поспать, как дома, на кровати. Вот кухня-столовая. Питание трехпорционное и трехразовое. Вы знаете, что из тушенки можно приготовить 333 блюда? Макароны по-флотски - раз, гуляш - два, беляши - три, самсу - четыре… Ведь война войной, а обед по распорядку, - загибая пальцы, широко улыбаясь, говорит офицер и неожиданно серьезно произносит: - Быт, конечно важен, но главное - это постоянные тренировки, безупречное владение любым оружием. У нас нет гранатометчика, пулеметчика, пехотинца, связиста или сапера, любой из казаков овладел этими военными специальностями и в бою может заменить товарища. Тренируемся постоянно. Осваиваем управление дронами-камикадзе и разведывательными беспилотниками, а также наземными боевыми и транспортными роботами для подвозки боеприпасов. Благодаря помощи регионов СКФО мы можем трансформироваться в зависимости от тактической задачи, очень оперативны и мобильны.

- Однако представлять казаков лишь как боевых роботов типа Терминатора не следует. Один в поле не воин, победу приносит взаимовыручка и боевая спайка и, конечно, мужество. Приказом или угрозой наказания поднять бойца в атаку невозможно. А когда человек преодолевает страх и идет в бой по зову сердца, то ему в сражении нет равных, и он готов, как говорится в Священном писании, отдать жизнь свою за други своя, - присоединяется к беседе помощник замполита бригады, подъесаул с позывным Граф.

Столь неожиданный переход от воинского устава к богословию вызвал у меня вопрос:

- Товарищ офицер, у вас речь и мышление поставлены как у священника. Вы, часом, не из семинаристов будете?

- В студенческие годы на Ставрополье работал в православной общественной организации "Соборяне". Помогал больным наркоманией и алкоголизмом излечиться от недуга, ухаживал за немощными стариками, работал с трудными подростками. И, видимо, закалка, полученная при храме, осталась. Опыт помогает в работе с казаками. Ведь главная задача замполита - это не только укреплять боевой дух или поддерживать дисциплину, но и формировать душу воина-казака, а это важнейший залог победы, - объяснил офицер. - И враги это прекрасно понимают, а потому они пытаются любым путем расчеловечить украинцев. Психологи и капелланы ВСУ культивируют самые низменные пороки человека, в том числе садизм и сексуальное насилие. Украинских солдат поощряют безнаказанно расстреливать гражданское население Донбасса и Таврии. Если люди не захотели бросить свои дома и бежать на Западную Украину, то они считаются "ждунами" и пособниками России, и значит, их можно безбоязненно ограбить и "обнулить", то есть убить. Так было в Мариуполе, Волновахе, Северодонецке, Кременной.

Фото: Николай Грищенко

Я на фронте с ноября прошлого года, но на украинских позициях среди гор агитационных материалов о великих украх ни разу не находил ни одного даже простенького буклета или листовки, которая бы предостерегала солдат ВСУ от агрессии в отношении пленных или мирных жителей. Украинским военным даже не объясняют, что такое военное преступление и какое наказание они могут понести, в том числе в международных судах.

А в нашей армии идет борьба за душу воина. В памятке для участвующих в специальной военной операции военнослужащих России на первой странице красным шрифтом отпечатано: "Воин, помни! Народ, проживающий на Украине, - это наши родные братья и сестры, которые долгое время были в плену у нацистов. Освободи их! Помоги голодному, раненому, больному, особенно детям, женщинам и старикам, даже если их мужчины воюют против тебя. Ты солдат! Твой святой долг - защищать слабых и помогать им".

Ну и, конечно, православная молитва помогает не искалечить войной душу, и Господь не без милости. Вот был случай в казачьем батальоне "Скиф". При штурме Соледара бойцы взяли в блиндаж с собой иконку святого апостола Варфоломея, который покровительствует терским казакам. Однажды в блиндаж, а он был хлипенький, в пару накатов, прилетела и взорвалась мина.

По всем законам физики там в живых никого не должно было остаться. Однако все уцелели и рассказывали одно и то же: "Вместе со взрывом произошла вспышка света, и будто все в блиндаже оказались укутаны в белые коконы". Оклемавшись, бойцы стали собирать вещи. Оказалось, икона исчезла, не осталось даже малейшего следа. Ребята поняли, что просветитель Кавказа апостол Варфоломей принял удар на себя, и заказали иконописцам новую икону святого.

Вера и боевой дух помогают казакам на СВО, а удача, как известно, любит смелых.