Как должны вести себя банки, если их клиента обманули, разъяснил Верховный суд
Кредиты, которые обманным путем оформляют на человека телефонные мошенники, - это страшный сон для любого законопослушного гражданина. Как показало время, от такой напасти никто не застрахован - ни дворник, ни академик. Юристы уверяют: споры по таким займам нынче одни из самых многочисленных в наших судах.
И здесь современные банковские услуги срабатывают в помощь аферистам. Ведь оформить кредит сегодня можно не только лично, дойдя до офиса любого банка, но и дистанционно. Для этого банк попросит всего-то ввести пароль в приложении или выслать код в СМС. Вот только за этим нередко скрываются мошенники.
И именно такая неприятность произошла с жительницей Новосибирска, которая вынуждена была долго и тяжело судиться с банком из-за "обманных" кредитов. В итоге дело дошло до Верховного суда. И он заявил, что банк не был бдителен, проигнорировал звонки женщины и не запросил нужные справки о ее доходах.
Юристы уверяют: споры по мошенническим займам, взятым на честных граждан аферистами, нынче одни из самых многочисленных в наших судахТакое решение, по мнению юристов, говорит, что Верховный суд все чаще встает на сторону простых граждан, когда речь идет о подобных спорах.
Не секрет, что не так давно мошенники получали деньги с помощью копии чужого паспорта. А сейчас они предпочитают действовать онлайн. Начало у этой аферы стандартно: гражданам звонят "сотрудники банка", спрашивают коды из СМС или оформляют займы через приложения банков.
До недавнего времени пострадавшему человеку приходилось однозначно выплачивать такой кредит, но Верховный суд начал менять практику.
Итак, на жительницу Новосибирска в один день взяли три кредита в банке на 1,2 миллиона рублей. Займы оформили через приложение банка, подтвердив заявки СМС-кодами, направленными на телефон женщины. Но гражданка спохватилась и во время оформления кредитов стала звонить в банк, чтобы остановить процедуру.
Она утверждала, что действует не она, а мошенники. Гражданка объясняла оператору, что ей звонил неизвестный, представившийся сотрудником банка, а на телефон стали поступать сообщения. Но служащий проигнорировал ее просьбы.
Интересно, что для подтверждения данных и платежеспособности гражданки банк отправил запрос в ПФР. Но, не дождавшись ответа, оформил кредиты.
В тот же день женщина добежала до полиции и написала заявление о мошенничестве. Возбудили уголовное дело. Потом она написала в банк заявление, просила узнать, кому ушли заемные деньги. Банк подтвердил, что договоры оформили мошенническим путем, но сказал, что СМС-коды для их подписания сообщила сама клиентка. Значит списать долг они не могут.
Тогда жертва мошенников обратилась в суд. Спор заметил портал "Право.ru". Гражданка настаивала, что договоры заключили без ее согласия, а деньги перевели в другой банк на счет неизвестных ей людей.
Для заключения договоров банк отправил коды на латинице. А по закону текст пишут на русскомРайсуд признал договоры недействительными, указал на несоблюдение кредитором условий, по которому предоставляется услуга. По информации для клиентов банка и требованиям Закона "О потребительском кредите (займе)", если сумма больше 100 000 рублей, заемщик должен представить паспорт, документы о зарплате. Но банк этого не запросил. Еще суд сказал, что гражданка кредиты брать не собиралась и коды с латинскими буквами из СМС никому не сообщала. Апелляция решение отменила. С этим согласилась и кассация.
Тогда женщина пошла в Верховный суд. ВС указал на постановление Пленума ВС № 25, которое предусматривает право суда признать сделку недействительной по статьям Гражданского кодекса, если она "нарушает запрет на недобросовестное осуществление гражданских прав". Еще ВС обратил внимание на нарушение Закона "О защите прав потребителей". Суд сказал, что для заключения договоров и перевода денег на счета третьих лиц банк направлял женщине коды и их назначение было набрано латиницей. А по закону эта информация должна быть на русском языке.
ВС напомнил и о решении Конституционного суда РФ (от 13.10.2022 № 2669-О), где сказано, что при телефонном мошенничестве такие сделки оспариваются как совершенные под влиянием обмана третьим лицом. Значит, суду надо исследовать добросовестность и осмотрительность банков при оформлении дистанционного кредитного договора. При новом рассмотрении суд признал договоры недействительными.
Определение Верховного суда № 67-КГ23-14-К8
Российская газета - Федеральный выпуск: №50(9292)