Георгий Бовт: Открыт еще один "фронт" геополитического противостояния с Западом во главе с США
На днях Китай объявил о введении ограничений на экспорт редкоземельных металлов галлия и германия, которые используются при производстве компьютерных чипов и других электронных компонентов. Открыт еще один "фронт" геополитического противостояния с Западом во главе с Америкой.
Таким стал асимметричный ответ на действия США по ограничению доступа Китая к высоким технологиям, в частности к оборудованию по производству передовых чипов (в этой сфере сложилась монополия США, Нидерландов и Японии) и к самим новейшим чипам. И это еще Пекин "долго запрягал", поскольку вышеупомянутые санкции наряду с мерами против нескольких десятков китайских высокотехнологичных компаний были введены Америкой еще осенью прошлого года. С тех пор периодически предпринимались попытки - причем с обеих сторон - сгладить углы в противостоянии. Последняя попытка была предпринята в июне, когда в КНР побывал с визитом госсекретарь США Энтони Блинкен. Однако Пекин и Вашингтон слишком по-разному понимают параметры возможных компромиссов. Нынешнее решение стало свидетельством того, что упомянутый визит не принес прорывных результатов.
Теперь Китай обозначает направление следующего удара, причем к этому оружию страна прибегает уже не в первый раз. Так, в 2010 году Пекин ограничивал экспорт редкоземельных элементов в Токио из-за территориального спора, в результате чего цены взлетели до небес, а Япония начала искать альтернативные источники.
Открыт еще один "фронт" геополитического противостояния с Западом во главе с СШАВ результате доля импорта редкоземельных металлов из Китая сократилась до менее чем 60%. Впрочем, и китайцы мощным оружием решили не злоупотреблять, оставив на будущее. Теперь, видимо, в Пекине сочли, что время расчехлять его снова настало, поскольку Америка по-другому не понимает.
Редкоземельные элементы - это группа из 17 элементов, используемых при производстве самой разной высокотехнологичной продукции - от лазеров и военной техники до магнитов, используемых в электромобилях, ветряных турбинах и бытовой электронике, включая смартфоны. На долю Китая приходится до 70% мирового производства редкоземельных металлов, вслед за ним идут США, Австралия, Мьянма и Таиланд. При этом в КНР сосредоточено не менее 85% всех мировых мощностей по переработке редкоземельных руд в материалы, которые могут использовать уже непосредственно производители электроники. По галлию доля китайского производства и вовсе составляет 94% от мирового объема.
В прошлом году Китай экспортировал 48,7 тонны редкоземельных элементов, что на 0,4% меньше, чем годом ранее. В текущем году сокращение экспорта (год к году) уже достигло 4,4%. При этом США получают подавляющую часть своего импорта редкоземельных элементов именно из Китая, хотя эта зависимость снизилась до 75% в последние три года по сравнению с 80-процентной зависимостью 10 лет назад. До самообеспечения или замещения китайских поставок другими источниками Америке пока далеко. Не потому, что не может технологически, а потому, что это считалось невыгодным.
При этом Китай не обладает монополией на запасы редкоземельных элементов. На его долю приходится лишь 35% мировых запасов (44 млн тонн). Россия, а также Вьетнам и Бразилия обладают сопоставимыми объемами - не менее чем по 20 млн тонн у каждой страны. Далее следуют Индия (менее 7 млн), Австралия (около 4 млн) и США (2,3 млн тонн).
Проблема не только в том, что добыча редкоземельных руд технологически непроста, но и в том, что она сопряжена с большими экологическими издержками. Собственно, пренебрежение современными стандартами по части экологии и позволило Китаю вырваться вперед в этой области. Так повелось еще с 1980-х годов, когда Запад уступил право на квазимонополию вредного производства КНР.
Теперь западным корпорациям придется поступиться некоторыми "зелеными принципами", чтобы снизить зависимость от Китая. На войне (технологической) как на войне. Парадоксально, но факт: американский ВПК тоже критически зависит от китайских поставок редкоземельных металлов. Ни указы Трампа об увеличении отечественного производства таких металлов, ни поправки в закон об оборонном производстве, принятые уже при Байдене, не привели к перелому: экономически это было невыгодно. США даже современных магнитов своих практически не производят: КНР принадлежит 84-процентная доля мирового рынка неодимовых магнитов и более 90% доли самарий-кобальтовых.
И снова сугубо экономическая логика международного рынка разделения труда будет принесена в жертву большой политикеАльтернативных (китайским) запасов Западу хватит на продолжительное время, если посмотреть на ресурсы "дружественных" ему стран, той же Австралии, например. В любом случае это приведет к большим издержкам. Будущие же надежды связаны с развитием добычи и первичной переработки редкоземельных металлов уже на Луне, что технологически станет возможно с горизонтом 10-15 лет.
Китайские партнеры заготовили ответные санкции. Так, Япония вводит ограничения на поставки оборудования для производства чипов. В краткосрочном плане китайские ограничения будут иметь эффект: придется закладывать повышение издержек в цену конечной продукции. Но так как технологии добычи и переработки редкоземельных металлов не уникальны, то потребители приспособятся к новым условиям быстро. Просто еще раз сугубо экономическая логика международного рынка разделения труда будет принесена в жертву большой политике. Классический пример применения любых санкций: они сначала бьют по тем, к кому применяется эмбарго, затем появляются контрмеры, и "бумеранг" возвращается. В результате экономически проигрывают все, хотя и делают вид, что победили.
Российская газета - Федеральный выпуск: №149(9094)