В Европе дали жесткий отпор Украине: помощи не будет
Оленченко: Украина и Венгрия не помирятся без смены власти в Киеве и ЕС
МОСКВА, 17 дек — РИА Новости, Ренат Абдуллин. Споры об использовании замороженных российских активов для помощи Киеву не только высветили углубляющийся раскол в ЕС. В очередной раз в перепалку вступили Венгрия и Украина. Отношения между ними никогда не были безоблачными, но сейчас киевский режим сам себя закапывает на дипломатическом поле.
Число стран, выступающих против того, чтобы пустить российские средства на финансирование Украины, лишь растет. Вне Европы несогласие уже выразили США и Япония. На континенте же, по данным ресурса Euractiv, идею не поддержали Бельгия, Болгария, Венгрия, Италия, Мальта, Словакия и Чехия. Они опасаются юридических последствий подобного шага.
Громче всех о своей позиции заявил Виктор Орбан. Венгерский премьер не стал прикрывать проблему только правовыми рисками.
"Манипуляции с российскими активами, их изъятие станет объявлением войны", — отметил он в недавнем выступлении.
В Киеве такая оценка вызвала ожидаемо резкую реакцию. Министр иностранных дел Андрей Сибига язвительно прокомментировал высказывание Орбана, написав в соцсети, что премьер Венгрии — "самый ценный замороженный актив России в Европе".
В Будапеште в долгу не остались: к Сибиге обратился его коллега Петер Сийярто.
"Пожалуйста, поймите, наконец: это ваша война, а не наша!" — написал дипломат.
На этом заочная дискуссия вроде бы закончилась.
Однако показательно другое: из семи государств Евросоюза, уже выступивших против использования средств России для помощи Украине, Сибига для нападок выбрал именно Венгрию.
Отношения Киева и Будапешта не ладятся давно. Одна из основных причин — вовсе не расхождения по поводу курса Евросоюза и действий России, а положение этнических венгров в Закарпатье.
Несмотря на многочисленные доводы, просьбы и даже требования Будапешта, киевский режим в регионе продолжает украинизацию во всех сферах, включая в первую очередь образование. Венгры банально не могут проходить обучение на родном языке.
Ясно, что корень противостояния вовсе не в Орбане, Сийярто или иной персоне. Симптоматично, кстати, что даже оппозиционные премьеру венгерские политики выступают за расширение прав жителей Закарпатья. То есть конфликт с Будапештом упирается в не объяснимую логически принципиальную несговорчивость Киева.
А уже из этой проблемы произрастают другие. Весной, например, Украина обвинила Венгрию аж в подготовке вторжения. И конечно, киевский режим регулярно указывает на якобы пророссийский характер действий Орбана. Хотя Владимир Путин откровенно признавал: премьер Венгрии действует в интересах только своей страны, а не кого-либо еще.
То, что на днях озвучил Сийярто — "это ваша война, а не наша", — Будапешт пытается донести до партнеров по ЕС тоже очень давно. Отсюда и последовательное противодействие излишней помощи киевскому режиму. Но Венгрия не делает украинских беженцев заложниками политических разногласий, предоставляя им и право на проживание, и льготы.
В Киеве, однако, этого будто не замечают, обращая внимание лишь на несогласие Будапешта выделять Украине деньги от лица всего ЕС.
Венгрия также выступает против принятия Украины в Евросоюз. Но и здесь обвинить Орбана не в чем: правила сообщества подразумевают, что государству с неурегулированными территориальными вопросами там не место.
Наконец, как отметил Сийярто в начале недели, его страна намерена заблокировать планы ЕС по размещению на Украине военной учебной миссии союза.
"Это красная линия, пересечения которой Венгрия не допустит ни в коем случае", — заявил министр.
Слова Сийярто прозвучали как раз после перепалки с Сибигой. Не факт, что без этого инцидента венгерский дипломат высказался бы мягче, но поведение украинского министра точно не поспособствовало каким-либо уступкам.
Несмотря на эти проблемы, опрошенные РИА Новости эксперты считают, что возможности для улучшения отношений Будапешта и Киева есть. Правда, пока в теории: аналитики сходятся в том, что при нынешних властях примирения не будет.
"Я вижу два препятствия. Первое — нынешнее руководство ЕС, второе — действующие власти Украины, — отметил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. — Ресурс русофобии, который пытались через украинскую тему сделать основным лейтмотивом политики союза, близок к исчерпанию. Это уже всем очевидно. Думаю, сроки нормализации будут ясны после того, как разрешится вопрос мирного урегулирования на Украине".
Политолог Николай Топорнин, в свою очередь, предполагает, что возможны изменения в Венгрии.
"Если на предстоящих весной будущего года парламентских выборах там победит оппозиционная партия "Тиса" — а она опережает по рейтингам правящую "Фидес", — то все перевернется, — считает эксперт. — "Тиса" придерживается противоположных "Фидес" взглядов на поддержку Украины и деньгами, и вооружениями, и дипломатически".
Топорнин также допускает потепление отношений при смене власти в Киеве. Пока, однако, это кажется маловероятным.
Сейчас проблема для киевского режима заключается в том, что он упустил момент, когда Венгрия перестала быть в ЕС белой вороной. Позицию Будапешта разделяет уже целая группа стран. Вкупе с поддержкой, демонстрируемой Орбану Дональдом Трампом, это существенно меняет расклад сил на коллективном Западе. И не в пользу Украины.