• Новости
  • В мире
  • В Израиле для защиты жителей от артналетов и авиабомбежек в домах оборудуются специальные пространства
Эта сторона дома в Тель-Авиве от взрывов не защищена, и последствия удара беспилотника налицо. / GettyImages Эта сторона дома в Тель-Авиве от взрывов не защищена, и последствия удара беспилотника налицо. / GettyImages

В Израиле для защиты жителей от артналетов и авиабомбежек в домах оборудуются специальные пространства

В Израиле в жилых домах новейшей постройки почти отказались от общественных бомбоубежищ под землей или в подвальных помещениях в пользу отдельных безопасных комнат.

Еще в 1951 году здесь был принят Закон о гражданской обороне, согласно которому все жилые помещения, государственные учреждения и промышленные объекты должны быть оборудованы системой защиты. В итоге были построены сотни тысяч бомбоубежищ и общественных укрытий.

Однако с конца 1980-х, когда бОльшую опасность для граждан страны стали представлять не бомбовые удары вражеской авиации, а ракетные обстрелы, бомбоубежища, которые чаще всего располагались на первых этажах жилых зданий и подвальных помещениях, стали представляться малоэффективными. Ракеты, которыми вооружились радикальные группировки и, тем более, армии некоторых противостоящих Израилю стран, долетали до любого места на его территории: время подлета от пятнадцати секунд до полутора минут.

Фото: REUTERS/Ronen Zvulun

Чтобы дойти, добежать до укрытия, или просто спуститься с верхних этажей в бомбоубежище, требуется не менее пяти- десяти минут. И в данном случае возраст и состояние здоровья значения не имеют. Израильтяне, особенно старики и дети, спешащие в бомбоубежище после сигнала "воздушной тревоги", часто получали травмы именно по дороге туда.

В 1992 году одновременно с окончанием войны в Персидском заливе, в ходе которой израильские города подвергались ракетным обстрелам со стороны Ирака, было создано "Командование тылом" (КТ), которое обязало все строительные организации оборудовать "защитное семейное" пространство" в пределах квартир или, по крайней мере, "защитное соседское", для живущих на одном этаже.

В первом случае оно именуется "мамад" (сокращение от ивритского "защищенное пространство в квартире"), во-втором, "мамак" - "защищенное пространство на этаже". Стены и перекрытия в "пространствах безопасности" из особо прочного армированного бетона. Обычная площадь мамада" - 9-12 кв. метров. Герметичное окно, обычно небольшое в таких помещениях, защищено стальными ставнями, которые в спокойное время не используются.

Также герметичная дверь, сделанная из сплошного листа бронебойной стали, при нахождении людей внутри может открываться только изнутри. Она защищает от ракетных ударов, осколков, воздействия газов или попадания бактерий в случае использования неконвенционального оружия. Такая дверь может спасти от пожара в доме, нападения на квартиру и попыток взлома замка. Разумеется, она очень тяжелая и открывается и закрывается нечасто. Важно понимать, что в обыденной жизни, когда нет опасности ракетных ударов, "мамады" используются как обычные комнаты.

Фото: REUTERS

В двуподъездном четырехэтажном доме 1989 года постройки, в котором я живу, в квартирах нет "мамадов", а на этажах "мамаков". Входы в два бомбоубежища, каждое из которых примерно чуть более 25 кв. метра, находятся рядом с подъездами. Отдельное помещение занято туалетом и душем. Внутри всегда дожидаются своей "тревожной минуты" "места сидения" и совсем немногочисленные "места лежания".

Стены защищенного жилого помещения делают из армированного бетона, а дверь и ставни для окон - из стали

Признаюсь, при воздушных тревогах, которые еще недавно времени от времени мешали нам отдыхать и спать, никто из членов моей семьи ни разу в бомбоубежище не спускался. Причина совершенно очевидна: нам нужно не менее трех с половиной минут (все давно просчитано), чтобы спуститься с четвертого этажа и до дверей укрытия. И хотя город, в котором мы живем, не граничит с сектором Газа, в случае ракетного обстрела из сектора, если мы начнем "спуск", то значительно превысим указанный "лимит расчетного времени".

Фото: REUTERS/Violeta Santos Moura

В нашем и подобном нашему случаях рекомендация такова: следует выйти на лестничную площадку и сесть на ступеньки. В многоэтажном доме предлагается спуститься минимум на два этажа ниже крыши. Если же кто-то по разным причинам не может покинуть квартиру, то для пережидания ракетной атаки необходимо выбрать комнату внутри квартиры или хотя бы ее угол с минимальным количеством наружных стен и не напротив двери. Кухня, туалет и ванна не считаются безопасным помещением.

К сожалению, даже "мамады" не обеспечивают стопроцентную защиту при ракетных обстрелах. По данным Национальной ассоциации строительных подрядчиков за 2021 год в 60% израильских квартир не было защитных комнат. И это при том, что правительство еще в 2005 году активно продвигало программу ТАМА-38 - фактически государственный генеральный план укрепления существующих сооружений на случай ракетных обстрелов и землетрясения. Однако его реализация то ускорялась, то замедлялась.

Правда, в том же 2021 году правительство ввело значительные налоговые послабления для строительства "пространств безопасности" в домах, построенных до 1992 года, и темпы их устройства увеличились. Тем не менее, темпы строительства "домашних бомбоубежищ" в "старых домах" признаны недостаточными.

Поэтому жильцы жилых зданий, в квартирах и на этажах которых нет "пространств безопасности", самоорганизуются и строят "мамады" или "мамаки" за свой счет. В зависимости от типа дома, количества квартир в нем, цена "мамада" может обойтись для семьи в 70-120 тысяч шекелей (от полутора до более двух миллионов рублей). Важно понимать, что технологически "мамады" не оборудуются "одиночками", а только по стояку всего дома. Далеко не все жильцы "старых домов" смогут выложить такие деньги. Они будут ждать своей очереди в государственных программах.

Российская газета - Федеральный выпуск: №173(9415)Израиль

Может быть интересно