Почему госсекретарь США Рубио не полетит на "Большую двадцатку" в ЮАР

Госсекретарь США Марко Рубио отказался участвовать в предстоящей 20-21 февраля министерской встрече "двадцатки". Событие по дипломатическим меркам беспрецедентное - в последнее десятилетие таких публичных демаршей руководители американского внешнеполитического ведомства в отношении G20 не позволяли. Тем более речь идет о формате, доброжелательном к политике Вашингтона.

В этом году "двадцатка" пройдет под девизом "Солидарность, равенство, устойчивость" в южноафриканском Йоханнесбурге. Формально именно эта локация стала причиной громкого заявления Рубио. Тут, как говорят, все неудачно сошлось. С одной стороны, в 2023 году Йоханнесбург принимал саммит БРИКС, в ходе которого звучало немало антиамериканских заявлений. С другой, на днях президент Дональд Трамп резко осудил новый южноафриканский закон, который, по словам главы Белого дома, разрешил национализацию собственности, включая земельные участки, без компенсации владельцам. В связи с этим Трамп заморозил дальнейшие инвестиции в ЮАР. Южноафриканские власти ответили, что США неверно трактуют принятый документ и приписывают ему то, чего в нем нет. И предложили провести консультации.

Но вместо желания разобраться на месте с инцидентом, госсекретарь решил не приезжать в Йоханнесбург, сославшись на "антиамериканизм" принимающей стороны. Объяснение резонансное, поскольку среди членов G20 немало стран, не считающих политику США дружественной. "Двадцатка" создавалась как клуб государств не по принципу взаимных политических симпатий - для обсуждения мировых экономических проблем. В отношении "антиамериканизма", "русофобии" или иных фобий никто из членов G20 гарантий никому не давал.

На предстоящей "двадцатке" могла состояться первая встреча главы МИД России Сергея Лаврова и г-на Рубио - формат этому способствовал. Но теперь очевидно, что в Йоханнесбурге российско-американских переговоров не будет. А реальной причиной разыгранного госсекретарем спектакля стали вовсе не земельные законы ЮАР, недовольство которыми высказал Трамп.

Президент США добивается существенного сокращения международных организаций с американским участием, чья деятельность, с точки зрения Трампа, не окупает понесенные Америкой затраты или же выглядит бесполезными "оковами", мешающими Вашингтону проводить свою политику. В рамках глобальной ревизии госрасходов Трамп уже решил, что США покинут Всемирную организацию здравоохранения, куда американцы делали наибольший обязательный взнос, и Совет по правам человека ООН, на финансирование которого из ооновского бюджета также шли деньги американских налогоплательщиков. О полном расставании с ЮНЕСКО Белый дом речь не ведет, но платить туда взносы в прежнем, наибольшем размере не желает. И даже антироссийская политика генерального секретаря ЮНЕСКО г-жи Одре Азуле не помогла ей полностью сохранить в бюджете организации американское финансирование. Логика Белого дома в отношении международных структур строится в парадигме "свой-чужой", а если более примитивно - "ты мне - я тебе".

Решение Рубио о неучастии в министерской встрече "двадцатки" подчеркивает сомнения Трампа в полезности для Америки этого консультационного формата, возникшего в 1999 году под задачи развития глобальной экономики. Принимаемые на G20 в последние годы решения, а также круг поднимаемых вопросов, с точки хозяина Белого дома, не соответствуют нынешней экономической повестке США. Лидирующая роль Америки на "двадцатке" выглядела размытой, приносила экономические и финансовые обязательства, сковывая руки Вашингтону.

Отказ Рубио приехать на G20 в Йоханнесбург позволит Трампу взять паузу, чтобы оценить целесообразность участия США в форуме. Чем закончится это сведение дебета с кредитом и какие решения примет Белый дом по дальнейшей работе в "группе двадцати", выглядит непредсказуемым. Однако с учетом провозглашенного Трампом девиза "Америка превыше всего", которому уже следует во внешней политике госсекретарь Рубио, не стоит исключать, что США покинут "двадцатку" за ненадобностью. Как ранее решили покинуть Парижское соглашение по климату, Совет по правам человека ООН и ВОЗ.

Еще во время своего первого президентства (2017-2021 годы) Трамп делал упор на двусторонние переговорные форматы, тогда как к многосторонним соглашениям относился с подозрением, считая их неустойчивыми и подверженными развалу. Что касается будущего "семерки", то нельзя исключать, что ее деятельность и состав также претерпят изменения. Трудно представить, что в G7 Трамп захочет на равных обсуждать что-либо с канадским премьером Трюдо, страну которого он хотел бы видеть штатом Америки.

Происходящая по инициативе Белого дома глобальная ревизия международных организаций на предмет соответствия американским интересам требует ответных организационных шагов от стран, видящих перспективы в многовекторной политике и не готовых поддерживать неоколониальный курс Америки. Вопрос лишь в том, как скоро несогласная с установками Трампа часть мирового сообщества перестанет цепляться за старые, уже отвергнутые Белым домом внешнеполитические форматы, и создаст собственные, но уже только в своих интересах. Потому что "шашечки" никому не нужны - нужно ехать…

СШАЮАР