Борьба за эффективность госуправления приносит Илону Маску убытки

Говорят, во власть идут, чтобы обогатиться. Хотя это далеко не всегда так. И пример Илона Маска, назначенного Трампом руководить Департаментом эффективности госуправления, как раз тот самый случай. От "захода во власть" ему пока одни убытки. Капитализация принадлежащей ему Tesla с середины декабря прошлого года, когда она достигла 1,5 трлн долл., упала сейчас на 45%. До этого она росла на волне ожиданий, что Маск, вложивший в избирательную кампанию Трампа 250 млн долл., извлечет для себя выгоды от победы республиканского кандидата. Теперь миллиардер, получается, работает "за идею".

Не помогает даже откровенный лоббизм со стороны Трампа, который устроил недавно на лужайке у Белого дома "мини-автосалон", позируя в салоне красной Tesla Model S, заявив, что приобрел ее (цена 80 тыс. долл., между прочим) в знак поддержки своей "правой руки". Хотя ранее Трамп не раз публично критически отзывался об электромобилях: мол, "не скрепно" это для Америки. А теперь грозит карать за акты вандализма против дилерских центров Tesla и автомобилей как за "акты терроризма". После этого еще и министр торговли Говард Лютник, пренебрегая этическими нормами для госчиновника, в эфире Fox News призвал американцев покупать акции Tesla, нахваливая продукцию компании. Не помогло: акции Tesla снова упали.

Все это выглядит как едва ли не самый масштабный за последнее время протест потребителей, продиктованный политическими мотивами. Противникам Трампа и Маска не нравится, что администрация сокращает расходы по самым разным направлениям и что Макс вообще всюду сует свой нос. Распространяются даже невероятные слухи (и им верят), что всемогущий советник Трампа чуть ли не получил доступ и к персональным данным миллионов американцев, и к секретным планам Пентагона по ведению войны с Китаем. В истории США не было прецедента, чтобы не какой-то IT-стартап, а солидный автоконцерн столь стремительно терял капитализацию.

Это войдет в историю бизнеса как эпический "кризис бренда". Бренд Tesla ведь завязан именно персонально на Маска. Его яркая и противоречивая личность - большая составная часть капитализации. Тем более что Tesla уже не просто производитель электромобилей. Она активно инвестирует в системы автономного вождения, создавая беспилотные "роботакси". У нее есть быстрорастущий бизнес по аккумулированию энергии, она разрабатывает универсального гуманоидного робота Optimus. Маск в чем-то похож на Стива Джобса, ставшего олицетворением Apple. Он тоже выступает в качестве главного лица на мероприятиях компании и при запуске новых продуктов. Но Маск явно стал мешать бизнес с политикой, активно продвигая свои политические взгляды, в том числе через купленную несколько лет назад соцсеть X. Кстати, ее капитализация с тех пор упала на 80%.

Многие и раньше указывали, что Tesla сильно переоценена по сравнению со своими фундаментальными показателями. Выпуск ее автомобильной продукции в разы отстает от других автогигантов. Сегодня Tesla оценивается в 122 раза выше своей прибыли (показатель P/E = 122,2) по сравнению с конкурентами типа Ford (P/E = 6,84) или General Motors (P/E = 8,11). Видимо, акционеры все еще верят в технологический прорыв и быстрый рост. Tesla оценивают как компанию, которая либо вернет доминирование на рынке электромобилей - что вряд ли, учитывая конкуренцию китайских производителей - либо станет доминировать в беспилотных "роботакси". Либо обанкротится.

Некогда владение электрокаром Tesla стало модой, чтобы показать свою "прогрессивность". А нынче - какая уж там мода и "понты", если неуравновешенные ненавистники Маска могут сжечь твою "электричку" у тебя под окнами. Некоторые пытаются "защититься", прикрепляя на бампер оскорбительные для Маска наклейки: мол, я просто купил машину, а Маска терпеть не могу.

А ведь еще недавно - когда Tesla получила федеральный кредит в 465 млн долл. во время администрации Обамы по программе поддержки производства электромобилей - она была любимицей левых и демократов, олицетворяя модные идеи "экологически чистой экономики" и "зеленой энергетики". Даже вопреки объективным недостаткам по сравнению с авто с ДВС: малый запас хода (первая модель Tesla в 2012 году имела предел пробега около 350 км), малая мощность по сравнению с привычными для Америки внедорожниками, зависимость от сети зарядок, уязвимость в холод (снижается емкость аккумулятора). Но вся "любовь" либералов прошла, едва Маск встал на сторону Трампа.

Случаев вандализма по отношению к автомобилям Tesla в США и Канаде - десятки. Протесты, пикеты и попытки погромов (аж с "коктейлями Молотова") ее автосалонов, особенно в "демократических штатах". Во время первого срока Трампа так протестанты собирались около принадлежащих ему объектов недвижимости. Например, Trump Tower в Нью-Йорке.

Политическая активность Маска, получается, сильно вредит Tesla. Хотя Model Y была самым продаваемым электрокаром компании в прошлом году, объем продаж упал впервые за 12 лет, с 1,81 млн до 1,79 миллиона. Для бизнеса, ориентированного на постоянную экспансию, это тревожный сигнал. Прибыль также снизилась. 2025 год пока вообще провальный. В Европе в январе число новых регистраций Tesla упало на 45% год к году. Поставки китайских автомобилей Tesla, которые производятся для продажи как в Китае, так и за рубежом упали в начале года на 49%. А ведь китайский рынок для компании - главный.

Впрочем, проблемы Tesla могут быть глубже, чем "имиджевый крах". Модельный ряд, который раньше казался передовым, устарел: некогда "продвинутая" Model S продается с 2012 года, Model X - с 2015 года. Даже более новые Model 3 и Model Y начинают выглядеть устаревшими на все более конкурентном рынке, особенно на фоне массового прихода очень современных "китайцев" и "корейцев". Правда, появился "навороченный" Cybertruck (его цена упала в последнее время на 8%), но это нишевая модель. Впрочем, еще какое-то время все свои беды еще можно будет объяснять "происками либералов-демократов". Но не бесконечно.

США