Президент Южной Кореи объявил в стране военное положение
Во вторник 3 декабря президент Республики Корея (РК) Юн Сок Ёль объявил о введении в стране военного положения, обвинив в дестабилизации ситуации парламент, где доминируют его политические противники. Решение президента осудила не только оппозиция, но даже правящая партия. Эксперты считают, что Юн фактически подписал себе приговор и с высокой вероятностью дело дойдет до импичмента, учитывая внутриполитические традиции страны и настроения в обществе.
О своем решении президент Юн Сок Ёль объявил поздно вечером 3 декабря в ходе экстренно созванного в администрации президента совещания в районе Ёнсан Сеула. "В целях ликвидации просеверокорейских сил и ради сохранения конституционного порядка я объявляю о введении военного положения в стране", - заявил он. Если говорить более конкретно, то во всех проблемах глава южнокорейского государства обвинил парламент, где доминирует оппозиционная партия, которая стала пытаться провести в отношении лидера процедуру импичмента и неоднократно требовала провести в отношении жены президента РК независимое расследование. Юн Сок Ёль, впрочем, не стал акцентироваться на этих деликатных вопросах, сказав, что парламент РК 22 раза инициировал законопроекты о вынесении импичмента различным госслужащим.
Как сообщили в министерстве обороны, в связи с введенным военным положением в ведомстве состоялось экстренное совещание командования, по итогам чего были даны распоряжения о введении повышенной боеготовности во всех частях и подразделениях Вооруженных сил РК.
Данное решение вызвало в Южной Корее шок. Его осудили не только политические противники, но даже и правящая партия. Глава проправительственной партии "Сила народа" Ким Дон Хун, который считался ранее соратником Юна и был в его правительстве министром юстиции, заявил, что "решение о введении военного положения является неверным". "Мы вместе с народом заблокируем его", - подчеркнул он. Лидер оппозиционной Демократической партии "Тобуро" Ли Чжэ Мён охарактеризовал решение президента "антиконституционным" и попыткой "ввести военное правление в стране". Депутаты от оппозиционной партии, которые имеют большинство в Народном собрании (парламенте) РК, созваны в парламент на экстренное заседание.
В момент написания этих строк Южная Корея пребывает в состоянии оцепенения. Для подавляющего большинства корейцев казалось, что эпоха военных положений и переворотов ради борьбы с политическими противниками ушла давно в прошлое, а страна уже давно встала на путь демократии, когда все решается исключительно путем диалога. Жесткое противостояние конкурирующих политических сил - обычное для Южной Кореи дело, но военное положение оставалось своего рода табу, линией, которую нельзя переступать.
В этой связи многие политологи предрекают президенту РК Юн Сок Ёлю теперь незавидную политическую участь. Нельзя исключать, что он попытается прибегнуть к армии и полиции для обеспечения порядка, но вряд ли за ним пойдут вооруженные силы и правоохранительные органы. Можно ожидать мощных акций протеста со стороны обычных людей по примеру событий конца 2016 г., когда в итоге была досрочно снята с поста президент Пак Кын Хе. Тогда, напомним, она не дошла до введения военного положения и в итоге смирилась с решением об импичменте, которое было реализовано в рамках предусмотренных законом процедур.
Учитывая, что даже лидер правящей партии осудил решение президента, то высока вероятность, что и на этот раз все пойдет по сценарию массовых манифестаций протеста и импичмента, который будет инициирован парламентом. С поддержкой правящей партии, даже ее части, оппозиция легко наберет две трети голосов, чтобы отстранить президента от власти и передать дело на рассмотрение в Конституционный суд.
Как считают эксперты, президент Юн Сок Ёль в итоге психологически не выдержал противостояния с парламентом, где уже второй срок подряд уверенно доминируют его политические оппоненты, и попытался применить силу, что в итоге сыграет против него. Оппозиция постоянно требовала инициировать процедуру независимого расследования в отношении подозрений по поводу его жены, на что Юн неуклонно накладывал вето. Кроме того, стали говорить о необходимости импичмента самому Юну, а его рейтинг упал до рекордно низких показателей. Пошли также слухи, что часть депутатов от правящей партии могут в итоге поддержать невыгодные для президента и его жены законопроекты, позволив преодолеть и президентское вето.
Пока сложно с уверенностью сказать, как именно будет развиваться ситуация в Южной Корее, но можно констатировать, что решение Юна вызовет недовольство и непонимание в обществе. Корейцы могут и не поддерживать оппозицию, но в обществе в целом сложился консенсус, что возвращаться к эпохе военных положений и переворотов нельзя.
С другой стороны, по крайней мере высшее военное командование начало исполнять решения президента РК. На пост командующего военным положением был немедленно назначен командующий штаба сухопутных войск ВС РК генерал армии Пак Ан Су, который заявил о введении запрета на деятельность всех политических партий, прекращении работы парламента и всех законодательных органов власти местного уровня. Здание Национального собрания РК в Сеуле оцепили силы правопорядка, которым дано указание всех выпускать, но не дозволять никому проходить внутрь. Он также пообещал, что к тем, кто будет нарушать введенные ограничения, будут применяться наказания, предусмотренные Законом о военном положении.
Южная Корея