"Всегда придумывают что-то новое". Как у россиян крадут сотни миллиардов

МОСКВА, 4 янв — РИА Новости, Виктор Званцев.

МОСКВА, 4 янв — РИА Новости, Виктор Званцев. Звонок "из ФСБ", сообщение от фейкового руководителя или взлом аккаунтов — эти три аферы стали самыми распространенными в ушедшем году.

Полицейские утверждают, что суммарный ущерб — около 150 миллиардов в год. У банкиров число еще более пугающее — 250 миллиардов.

О том, как не попасть на удочку, — в материале РИА Новости.Фишинговый сайтПо словам директора департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергея Велигодского, около 40 процентов преступных схем реализуются через взлом аккаунтов "Госуслуг", где содержатся буквально все персональные данные человека: от находящихся в собственности объектов недвижимости до банковских счетов.

Способов обмана много. Например, злоумышленники могут отправить письмо на электронную почту или СМС с информацией, что зафиксирован подозрительный вход в аккаунт.

И номер телефона, куда следует позвонить.Человек — в полной уверенности, что общается со службой безопасности портала, — выполняет все указания, после чего лишается либо денег на вкладах, либо недвижимости, либо того и другого.

Также создают сайты, внешне идентичные официальному порталу, и рассылают уведомления на электронную почту или в мессенджер с просьбой подтвердить паспортные данные. Переходя по ссылке, человек вводит свои логин и пароль, а преступник получает доступ к настоящему аккаунту.

Не переходите по подозрительным ссылкам и ни в коем случае не вводите персональные данные, а также логины и пароли.Fake-боссЕще один распространенный и относительно новый вид мошенничества — так называемый фейковый начальник.

Изучив сайт той или иной организации, злоумышленники создают фейковый аккаунт кого-либо из руководителей в одном из популярных мессенджеров и завязывают диалог с кем-нибудь из подчиненных.При этом аферисты используют фотографии начальника или с помощью искусственного интеллекта генерируют аудиосообщение с его голосом.

Готовы также прислать копии служебных документов. Затем под различными предлогами выманивают пароли для доступа к банковским счетам сотрудника, уговаривают, требуют перевести деньги или передать наличные курьеру.

В таких ситуациях силовики рекомендуют проверять правильность номера или аккаунта руководителя, а также обращать внимание, появляется ли в мессенджере уведомление "Заблокировать" или "Добавить". Если нет, то абонента нет в списке контактов.

При малейшем подозрении лучше сразу позвонить руководителю.Между тем, по словам вице-президента "Сбера" по кибербезопасности Сергея Лебедя, большинство мошенничеств — 85 процентов — телефонные.

Также для звонков аферисты используют мессенджеры.Звонок "следователя"Звонят "из ФСБ", "МВД" и "СК".

"Представляются сотрудниками органов безопасности или других правоохранительных структур. Убеждают человека перевести личные или кредитные денежные средства на "безопасный счет" или срочно обналичить с последующей передачей курьеру якобы с целью обеспечения их сохранности, а также для оказания помощи оперативным сотрудникам в предупреждении и раскрытии преступлений экономического характера, — объясняют в ФСБ России.

— Кроме того, мошенники нередко используют схему вымогательства денег в обмен на закрытие возбужденных, с их слов, "уголовных дел" в отношении граждан или членов их семей". Все это может сопровождаться демонстрацией якобы служебных удостоверений лжесотрудников, копиями "приказов", других "ведомственных документов", обязывающих содействовать "правоохранительным органам".

В противном случае, а также за разглашение "тайны следствия" угрожают возбуждением уголовного дела.Большинство — около 400 — таких кол-центров, разводящих россиян, находится на территории Украины.

Причем количество звонков за последние несколько лет увеличилось с двух миллионов в сутки до 20.Как отмечает Генпрокуратура России, все это напрямую финансирует Киев, а деньги идут не только на "оплату труда", но и на аренду SIP-серверов для создания виртуальных номеров любых стран (в том числе с российским кодом), не привязанных к конкретному оператору.

В последнее время аферисты расширили деятельность — убеждают жертву еще и нарушить закон. Например, совершить теракт.

Методы те же: сообщают о сомнительных банковских операциях или предлагают помочь "правоохранительным органам" остановить преступников.Самый действенный способ противостоять этому — просто положить трубку, услышав слова-триггеры и словосочетания типа: "ФСБ", "МВД", "Следственный комитет", "представитель службы безопасности банка", "безопасный счет", "сообщите код из СМС", "данные вашей банковской карты", "номер СНИЛС".