Григоренко: Правительство разрешило применять биометрию для посадки на поезд

Правительство разрешило применять биометрию для посадки на поезд, если у железнодорожного перевозчика есть такая техническая возможность, рассказали "РГ" в аппарате вице-премьера - главы Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко. Остальные способы посадки на поезд также сохраняются. Соответствующее постановление утверждено.

Предполагается, что закрытое тестирование сервиса будет проходить в 2025 году. Граждане смогут воспользоваться услугой по итогам завершения всех этапов технологических испытаний. Сервис будет доступен пользователям Единой биометрической системы (ЕБС).

Сегодня, чтобы проехать на поезде дальнего следования или экспрессе типа "Сапсан" или "Стриж" пассажир должен предьявить паспорт проводнику вместе с билетом. Причем, зачастую это происходит несколько раз и первый раз при посадке на платформе, что связано с множеством неудобств.

«Центр биометрических технологий продолжает работать над сервисом совместно с регуляторами и представителями отрасли. В перспективе внедрение такой услуги позволит сделать поездки ещё комфортнее. Пассажирам, решившим подключить сервис, не придется предъявлять документы. Это сократит время ожидания перед посадкой и снизит нагрузку на проводников», – сообщили в ЦБТ, являющемся оператором ЕБС.

"С запуском сервиса у пассажиров поездов появится возможность отправляться в путешествие, используя свои биометрические данные. При этом биометрия станет альтернативой предъявлению бумажного билета или паспорта, но не заменит их. Пассажир всегда сможет выбрать наиболее предпочтительный способ получения услуги", - сказал вице-премьер - глава Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.

Внедрение биометрической идентификации в железнодорожный транспорт – это технологический прогресс, который дает удобство и безопасность, но при этом несет риски нарушения конфиденциальности данных и технических сбоев, считает советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон. Когда система будет распознавать пассажира, отпадет необходимость предъявлять паспорт и билет. Это значит, что нагрузка на персонал снизится, а посадка пассажиров в вагоны ускорится. Кроме того, будет исключено мошенничество с использованием поддельных документов и передачей билетов третьим лицам. Автоматизация процессов сделает возможным интеграцию с другими сервисами, например, с транспортными картами или программами лояльности. «Фактически, это движение в сторону «бесшовного» путешествия, когда пассажир может пройти все этапы от покупки билета до посадки в вагон без предъявления документов – только с помощью биометрии», - отметил он.

Недостатков и рисков у такого нововведения тоже немало. Помимо угрозы утечки биометрической информации и неправомерного использования данных, например, в слежке за гражданами, возможны технические сбои, когда ошибки системы могут привести к отказу в посадке пассажирам, предупредил эксперт. Кроме того, для внедрения нового сервиса потребуются значительные средства на установку камер, серверов и программного обеспечения, поддержка и обновление системы тоже добавят расходов. «Успех этого проекта зависит от качественной защиты информации, добровольности использования и наличия альтернативных способов идентификации», - считает Лерон.

Единая биометрическая система - цифровая платформа, на базе которой предоставляются различные государственные и коммерческие услуги. В их числе - бесконтактная оплата покупок, проезд в транспорте, дистанционное открытие бизнеса, обслуживание в МФЦ, оформление электронной подписи, получение сим-карты и ряд других.

"Внедрение биометрии для посадки на поезд является примером растущей тенденции использования технологий распознавания лиц в различных сценариях на государственном уровне. Биометрия — это уникальный идентификатор, который нельзя потерять, забыть или передать. Решения с использованием биометрии не только повышает уровень безопасности, но и значительно упрощает предоставления услуг в транспортной отрасли", - рассказал "РГ" Дмитрий Марков генеральный директор VisionLabs, компании, занимающейся решениями в области компьютерного зрения и распознавания лиц.

Биометрические образцы (фотоизображения, записи голоса) хранятся в зашифрованном виде отдельно от других персональных данных и никогда не покидают периметра системы. Информация о сданной гражданином биометрии доступна в личном кабинете на Госуслугах и может быть удалена по запросу гражданина.

Сервисы.techНейросетиВице-премьерыТехнологии