100 лет назад родилась великая Майя Плисецкая. Как опальная артистка стала символом русского балета?

20 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения балерины Майи Плисецкой

20 ноября исполняется 100 лет со дня рождения легендарной балерины Майи Плисецкой. Артистка танцевала на сцене с раннего возраста и завоевала любовь зрителей во многих странах, ее роли вошли в историю мирового искусства. О творческом пути и непростой судьбе символа русского балета рассказывает «Лента.ру».

Плисецкая исполнила первую роль в восемь лет

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, но ее детство прошло на норвежском острове Шпицберген, так как глава семьи работал дипломатом в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли. Именно там в 1932 году восьмилетняя балерина впервые вышла на сцену — сыграла маленькую роль в опере Александра Даргомыжского «Русалка».

То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец как-никак консул, — то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль

Майя Плисецкая ()

Весной 1941 года мать была освобождена и смогла воссоединиться с Майей. Плисецкая продолжала заниматься балетом. На выпускном вечере в училище она танцевала «Экспромт» на музыку Чайковского в постановке Леонида Якобсона. На следующий день, 22 июня, началась Великая Отечественная война.

Плисецкая танцевала на сцене Большого театра почти полвека

Майю Плисецкую приняли в труппу Большого театра в 1943 году. Артистка числилась в составе кордебалета и училась у Агриппины Вагановой, о которой позже отзывалась так: «Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать».

Вскоре талантливой Плисецкой начали давать сольные роли. В 1945 году она исполнила партию феи Осени в «Золушке» Прокофьева, а в 1947-м впервые станцевала Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» Чайковского — одну из главных партий в ее творческой биографии. Тогда появился коронный номер балерины «Умирающий лебедь», а выразительные, живые движения рук прославили ее на весь мир.

Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять

Майя Плисецкая ()

Майя Плисецкая

Щедрин посвятил Плисецкой многие свои произведения — «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», «Кармен-сюита». Брат балерины Азарий Плисецкий написал в своих мемуарах, что композитор Щедрин дарил жене «не драгоценности, а балеты». Сам же музыкант говорил, что даже не считает себя большим любителем этого вида искусства: «До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я Майяман».

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев на сцене Королевской оперы в Лондоне, июль 1969 года

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев на сцене Королевской оперы в Лондоне, июль 1969 года

Фото: Mike Lawn / Stringer / Getty images

В одном интервью в ответ на вопрос о трех самых сокровенных желаниях Щедрин трижды произнес: «Я хотел бы быть вечно с моей женой». Композитор оставался с Плисецкой до последнего дня ее жизни, а в совместном завещании супруги указали, что после смерти их прах следует соединить воедино и развеять над Россией.

Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж. Чего же мне еще желать?

Майя Плисецкая

Плисецкой не стало в 2015 году после сердечного приступа

В последние годы жизни Плисецкая не танцевала. Она вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015-го в Большом театре собирались устроить торжественный концерт в честь 90-летия легендарной балерины, но Плисецкая до своего юбилея не дожила: 2 мая она скончалась от сердечного приступа.

Память великой балерины почтили коллеги со всего мира и руководство России, в том числе президент Владимир Путин. Владимир Урин, занимавший пост генерального директора Большого театра, выразил всем соболезнования в связи с уходом артистки: «Я редко говорю такие слова, но в данном случае действительно ушла эпоха, очень своеобразная, личностная, высокоинтеллектуальная. Плисецкая была великой балериной и великой женщиной».