Смеяться и радоваться во время войны — не грешно, а жизненно необходимо
Лучше всего на него ответил фронтовик Юрий Никулин, написавший в своей книге «Почти серьезно»: «Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера.
Лучше всего на него ответил фронтовик Юрий Никулин, написавший в своей книге «Почти серьезно»: «Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера...»
Смех — великая штука, которая помогает не только пережить невзгоды, но и часто спасает жизнь. Даже в концентрационных лагерях люди шутили и развлекали себя как могли. Израильский исследователь холокоста Чайи Островер на основе анализа многочисленных интервью и документов сделала вывод, что шутки нередко оказывались «единственным оружием тех, кто ощущал себя лишенным всякой поддержки и был не в состоянии восстать и сопротивляться». Юмор в тяжелые времена — важная составляющая внутренней психологической борьбы за человеческое достоинство и сохранение личности.
Тут самое время вспомнить отца психоанализа Зигмунда Фрейда, справедливо утверждавшего, что юмор — одна из высших защитных функций психики, воплощение торжества принципа удовольствия над тяжелейшими обстоятельствами реальности. Человек просто обязан смеяться и веселиться, не только чтобы выжить, но и чтобы просто жить. Юмор — это способ совладания со стрессом. При этом в самых страшных ситуациях очень часто на первый план выходит юмор черный, поскольку он переносит акцент с ужаса на смех. Благодаря шутке или высмеиванию страха нивелируется даже приближение смерти, а в результате уходит страх перед небытием. И в результате человек обретает возможность посмотреть на смертельно опасную ситуацию с другой точки зрения — и спастись, ибо находит ранее невидимое ему решение.
Черный юмор вовсе не придумка современного мира. Все давно придумано до нас. И корни его, в самой циничной форме, уходят в средневековую карнавальную традицию «плясок смерти». Чайи Островер в своей книге приводит реальную историю мальчика, который в десятилетнем возрасте попал в страшный Освенцим и вместе с другими детьми уже был отправлен в газовую камеру, однако по пути вдруг засмеялся. Один из эсэсовцов это заметил, удивился и спросил ребенка, почему тот смеется и понимает ли вообще, что идет на казнь. В ответ паренек ответил: «Вы привели меня на смерть, и ради этого я еще должен постоять в очереди?» Такая черная самоирония и насмешка над ситуацией спасли ему жизнь: эсэсовец приказал мальчику выйти из строя, и ребенок выжил. Эта история — типичный случай так называемого «юмора висельника», когда в практически безвыходной ситуации человек шутит на тему трагических обстоятельств, прекрасно понимая, что скоро умрет, и тем самым психологически побеждает смерть. Человек подбадривает себя и принижает врага, показывая ему, что ничего не боится. Психологи утверждают, что «юмор висельника» способен перевернуть ситуацию, что, собственно, и произошло в описываемом выше случае: ребенок смог победить эсэсовца.
А сейчас сделаем неожиданный прыжок в современность и вспомним Гарри Поттера, которого на уроке по защите от темных искусств профессор Люпин учил побеждать самые страшные страхи. Оружие было все то же, очень простое — смех. «Мир уцелел, потому что смеялся», — утверждал Марк Твен, и с ним не поспоришь. Только попробуйте на секунду представить, что каждый день в тяжкие время вы думаете исключительно о своей или коллективной беде или все время боитесь. И в результате вы либо сойдете с ума, либо произойдет еще что-то более страшное. Смеяться, развлекаться и веселиться надо всегда. Ибо только так можно выжить.
Во время Великой Отечественной войны выходили кинокомедии, которые мы смотрим до сих пор. Это и «Сердца четырех», и совсем невоенная «Свадьба», и «Небесный тихоход», и сказки «Насреддин в Бухаре», «Кащей Бессмертный», и многие другие. Это делалось совершенно сознательно, ибо клинически доказано: смех снижает уровень стресса. Когда мы смеемся, выделяются эндорфины, создающие «волну спокойствия» и ослабляющие боль и страдания. Юмор помогает хоть на время дистанцироваться от тревожащей ситуации и страшных новостей.
В современной медицине существует смехотерапия, которая улучшает эмоциональное состояние и, что удивительно, еще и физическое здоровье человека. Причем существует великое множество ее видов — от смех-йоги до игротерапии и клоунотерапии.
Во время военных конфликтов, безусловно, надо помнить о тяжелом положении страны, но нельзя забывать и о том, что ей нужны здоровые граждане. Постоянное нахождение в стрессе и отказ от элементарных радостей и развлечений ведет к развитию психотравм, которые могут вызывать изменения психического и физического состояния и даже нарушения поведения.
Великая Отечественная война оставила нам великое множество примеров того, как люди находили поводы радоваться — даже в блокадном Ленинграде, казалось бы, обреченном на вымирание. Совершенно невероятно, но продолжал работать Эрмитаж, а его сотрудники, буквально падающие с ног от голода, каждый день приходили на работу. Сам музей сильно пострадал, однако ни один экспонат не был утерян. В общей сложности в Эрмитажный комплекс попали 30 артиллерийских снарядов и 2 авиабомбы. Однако дворцовые стены устояли. Гораздо больше они пострадали от сырости и холода, поскольку еще в 1941 году оказались разрушены музейные водопровод и отопление. В Эрмитаже круглосуточно работали восстановительная команда, состоящая из научных сотрудников, и военизированный отряд, в обязанности которого входило обезвреживание бомб.
Надо сказать, что часть сокровищ была вывезена из города еще до начала Великой Отечественной войны. Однако не все экспонаты удалось отправить в эвакуацию. И музейщики самоотверженно их спасали. После снятия блокады сразу же началось возрождение Зимнего: стеклили окна, восстанавливали лепнину, реставрировали полы, и уже 7 ноября 1944 года была открыта первая выставка в Малом Эрмитаже. Шла война, а в неотапливаемый музей тек поток людей. И это было и лучшей наградой для работников музея, и ответом на вопрос: «Зачем нужны развлечения во время войны?»
В годы блокады в Ленинграде выступал и знаменитый детский ансамбль под руководством Аркадия Ефимовича Обранта, до войны работавшего балетмейстером Дворца пионеров и сразу после ее начала собравшего своих воспитанников. Многие из них были так слабы, что не стояли на ногах, но сразу стали репетировать. По воспоминаниям участников ансамбля, если во время танца вприсядку кто-то из мальчиков падал от слабости, ему помогали подняться партнерши. Глядя на «прозрачных» детей, выступавших даже на передовой (три тысячи выступлений на линии фронта!), люди обретали надежду на мирную жизнь и черпали в концертах силы жить дальше и бороться. Да и для самих детей танцы стали спасением.
Смеяться и радоваться в тяжелые времена — значит продолжать жить «всем смертям назло», ибо уставшему от невзгод и горя человеку необходима надежда и уверенность в мирном и радостном будущем. Помните совсем некомедийный фильм «В бой идут одни «старики»? Вот она — лучшая иллюстрация того, что и на фронте танцевали, и радовались краткой возможности пожить мирной жизнью. Мы видим, как солдаты вальсируют с девушками, меняясь каждые несколько секунд, чтобы всем удалось потанцевать, ведь партнерш на фронте было мало. Благодаря этим минутам радости формировалось чувство безопасности: материальные источники поддержания сил заменялись эфемерными — искусством, музыкой, танцами.
Маргарита Алигер вспоминала, как в военной Москве ездила в гости к Самуилу Маршаку, который много работал во время Великой Отечественной в жанре сатиры в «Правде» и «Красной звезде», а также писал тексты для «Окон РОСТа». Приезжая к Маршаку в его неотапливаемую квартиру, Алигер ощущала себя в «оазисе, потому что вся трудная, холодная, несытая жизнь, неразрывно связанная с сообщениями с фронтов, с ожиданием «Последнего часа», вдруг отступала куда-то в сторонку, оттесненная сильным потоком чудесных стихов, впервые полнозвучно зазвучавшими по-русски сонетами Шекспира, стихами Китса, Бернса, Блейка, пленительными английскими народными маршаковскими, неподражаемыми в своем обаянии детскими стихами». В конце 1942 года Маршак написал сказку «Двенадцать месяцев», и Маргарита Алигер будет вспоминать вечер, когда услышала отрывки из нее, «как один из особенно дорогих ее сердцу». А весной 1944 года пьесе «Двенадцать месяцев» была присуждена Государственная премия…
Мир меняется, история совершает витки, но человек остается человеком, и ему, даже в минуты самых тяжелых испытаний, жизненно необходима хотя бы самая крошечная доза радости.