Генеральный секретарь РФС: сезон был сложный, но мы им довольны
Максим Митрофанов — о детском и юношеском футболе и планах сборной России
17 июня 2023, 06:00
Генеральный секретарь Российского футбольного союза Максим Митрофанов в интервью ТАСС рассказал о новом экипировщике организации, подвел итоги сезона РПЛ и Кубка России и прокомментировал, на каком этапе находятся переговоры с Международной федерацией футбола (ФИФА) и Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) по вопросу допуска к международным соревнованиям.
— Для РФС это дебют на ПМЭФ. Как пришли к такому решению? Что уже состоялось и что запланировано впереди?
— Это уже 26-й ПМЭФ, и форум уже стал настоящей хорошей традицией для нашей страны. Его содержание давно вышло за рамки исключительно экономики — здесь представляются все лучшие достижения и инновации в различных отраслях.
Вероятно, на первый взгляд участие спортивной федерации в ПМЭФ может казаться чем-то необычным. Но футбол и спорт — это тоже отрасли экономики, и это огромная индустрия, в которую вовлечено большое количество людей. Сложно найти человека, который не любит спорт. А среди тех, кто любит спорт, еще сложнее найти тех, кто не любит футбол.
Возможность участия РФС в ПМЭФ обсуждалась несколько лет. Наконец в этом году сложились все факторы. Мы получаем большое количество позитивных откликов от участников форума по нашему участию, по мероприятиям, которые мы проводим на форуме. Также в рамках форума мы подписываем ряд соглашений с партнерами, спонсорами, регионами, в которых мы уже выступаем инвесторами, создавая новые возможности для развития футбола.
— Самое главное на этом ПМЭФ для РФС — новый экипировщик?
— Да, конечно. Сезон был сложный, но мы довольны тем, как он прошел. Понятно, что есть какие-то моменты, которые требуют улучшений. И всегда нужно стремиться к лучшему. И вся команда российского футбола, РФС, лиги, клубы, школы, — мы работаем над этим.
— Та ситуация, в которую сейчас попал российский футбол в международном плане, —наверняка не все болельщики понимают, что это. Если говорить обычным языком, на каком этапе сейчас находится российский футбол, какие есть риски и что нас ожидает?
— Совсем просто объяснить, наверное, все равно не получится. Потому что нужно понимать, чем футбол с точки зрения организации отличается от многих других видов спорта. Футбол вертикально интегрирован, и весь футбол во всем мире подчиняется одной организации — ФИФА. Соответственно, все страны живут по единым правилам, которые ею установлены. И это означает, что если в отдельных видах спорта, например, отстранение от международных соревнований можно компенсировать созданием своих собственных международных проектов, пригласить дружественные страны, то в футболе правила проведения соревнований регламентируются ФИФА. В периоды времени, в которые собираются сборные, календари, турнирные графики составляются ФИФА, и нарушить эти правила не может ни одна страна, которая в мировом футболе существует.
Соответственно, в настоящий момент решениями ФИФА и УЕФА участие наших сборных и клубов в международных официальных матчах приостановлено. В футболе годовой календарь делится на две составляющие. Первая — годовой календарь национальной ассоциации, например РФС, и она в течение года проводит любые соревнования как она хочет. Вторая — специальные паузы, которые едины во всем мире. Эти периоды так и называются — окнами ФИФА, в которые собираются национальные сборные. В этот период времени невозможно проводить внутренние официальные соревнования, и в этот период клубы обязаны отпускать своих игроков в национальные сборные, если они вызваны. Соответственно, мы не можем участвовать в официальных соревнованиях, но мы можем проводить товарищеские матчи.
Мы проводили товарищеские матчи со сборными Киргизии, Узбекистана и Таджикистана в 2022 году. В этом году мы сыграли со сборными Ирана и Ирака. Причем игра со сборной Ирака, что очень важно, была на домашнем стадионе, в Санкт-Петербурге. Соответственно, и дальше мы планируем максимально использовать все возможности, но это не так просто. Потому что у потенциальных соперников есть либо официальные игры, либо заранее согласованные товарищеские матчи. Но мы максимально сосредоточены на том, чтобы искать партнеров, находить их — и находим.
Клубы тоже на самом деле занимаются похожей практикой. Здесь следует отметить, например, петербургский "Зенит", который наиболее активно участвует в различного рода международных соревнованиях. Но отрадно, что и многие другие клубы, посмотрев на этот пример, сейчас активно ведут подобные переговоры, в том числе с азиатскими, латиноамериканскими партнерами, для того, чтобы такие товарищеские турниры и матчи проводить.
РФС ведет переговоры с ФИФА и УЕФА по возвращению наших сборных и клубов к участию в международных матчах. Но это не только спортивный вопрос. Претензий по спорту у международных организаций к РФС или клубам нет, но понятно, что достичь окончательной договоренности — сложная задача. Но постепенно, шаг за шагом, РФС продвигается к тому, чтобы возвращаться в международный календарь, чтобы какие-то ограничения ослабевали. Так, в частности, в Волгограде в конце мая был проведен турнир развития УЕФА для мальчишек и девчонок. Наши юношеские сборные допускаются до участия в различного рода международных турнирах. И в Бразилии, в Бангладеш, в ряде других стран. Сейчас мы достигли договоренности с ФИФА по ослаблению ряда правил, касающихся трансферов футболистов. Это большой прорыв — условное "воровство" футболистов не может быть продолжено, и контракты российских клубов с игроками защищены. Поэтому мы надеемся на дальнейшее продвижение и позитивное завершение этих переговоров. Но, соответственно, есть договоренности с ФИФА и УЕФА, что ход и детали переговоров ни мы, ни они не комментируем.
— Сейчас у сборной России есть шанс попасть на чемпионат мира 2026 года?
— Мы над этим работаем, мы являемся частью УЕФА. Это одна из конфедераций в составе ФИФА. И отбор наш начинается в конце осени 2024 года. Мы работаем над тем, чтобы ФИФА и УЕФА приняли соответствующее решение.
— В каком случае мы можем попасть на турнир?
— Для этого достаточно, чтобы до начала отбора на турнир решения совета ФИФА и исполкома УЕФА о нашем отстранении были отменены.
— Какие на этот год планы у сборных России?
— Из ближайших планов — проведение в июле двух товарищеских матчей с женской сборной Ирана, один из которых пройдет в Казани. Мы находимся в стадии переговоров со сборной Катара относительно проведения матча мужской сборной в Дохе в сентябре. Ведем переговоры и поиск партнера по второму матчу, который хотели бы провести в России до матча с Катаром. Также уже ищем партнеров для матчей на октябрь, ноябрь и на март 2024 года. Такие же переговоры на различных уровнях ведутся по различным сборным, например юношеским и мини-футбольным. Это уже постоянный для нас процесс. Поэтому, как только мы будем достигать каких-то договоренностей, мы с удовольствием будем информировать о них болельщиков.
— Последний турнир развития был в Волгограде, и на нем говорили, что осенью там могут сыграть словенцы. Это было неожиданно.
— Такую возможность мы обсуждали и с сербами, и много с кем еще. Самое главное для наших коллег — что решение о проведении турниров развития принимается УЕФА. Также важно заблаговременное планирование. Пока УЕФА обещал поддержку в части дальнейшего проведения турниров развития. И они готовы отдавать их большее количество нам для проведения. Сам факт того, как проводится турнир, удовлетворяет как партнеров, я имею в виду другие национальные ассоциации, другие сборные, так и УЕФА в части качества организации, поэтому постепенно желающих участвовать все больше. А боящихся участвовать — все меньше.