«Девочка не выдержала и психанула»: Кожевникова — о побеге Горбачёвой, насилии над спортсменами и негативной стимуляции
Причиной побега Алины Горбачёвой из дома мог стать нервный срыв, вызванный перенапряжением, накопившимся в результате колоссальных физических и эмоциональных нагрузок. Такое предположение в интервью RT высказала психолог, двукратный призёр Олимпийских игр Елизавета Кожевникова. По её словам, в фигурном катании спортсмены очень рано сталкиваются с тяжёлыми испытаниями и, если не умеют справляться, зачастую могут реагировать крайне болезненно. Также специалист объяснила, насколько велика вина тренера в подобных инцидентах и какое влияние на психику ребёнка могут оказывать зацикленные на высоких результатах родители.
— Мы с вами уже не раз поднимали в беседах тему как ранней спортивной специализации, так и того, что психика атлета не может бесконечно выдерживать многократный и сильный стресс. Нашумевший побег Алины Горбачёвой — следствие именно этих процессов?
— Говорить о конкретном случае, не зная всех деталей, было бы не очень корректно. Но первая мысль, пришедшая мне в голову, была именно такой: что-то послужило триггером, который высвободил долго копившееся напряжение. Девочка не выдержала и психанула. Если взрослые люди хотят от несовершеннолетнего атлета результата и пытаются обосновывать это нечестными способами, рассказывая о том, что спорт — это деньги, слава, социальный лифт и так далее, значит, они должны понять, как канализировать эмоции, рождающиеся под хронической перегрузкой. Если этого не делается, наступает срыв.
Я говорю сейчас не о конкретном случае, а о тех процессах, которые имеют место в спорте в целом и в фигурном катании в частности. В этом виде неадекватная нагрузка даётся рано, существует много токсичных способов заставить ребёнка её выполнять. И это всегда вызывает очень сильные эмоции. Если человек не умеет их регулировать, он начинает справляться с ситуацией так, как умеет. Реагирует уходами из дома, отказом подчиняться, вплоть до суицидальных попыток или их имитации.
— Мы обе, полагаю, неплохо знаем, что большинство конфликтов и инцидентов в большом спорте просто замалчиваются. Но ведь это не может продолжаться до бесконечности?
— Нет. Большинство отчётливо знают, что это зло, но не находят в себе силы действовать по-другому — строить тренировочный процесс на ненасильственных методах. Я уже не первый год читаю психологические курсы на платформе Российского международного олимпийского университета для тренеров и управленцев. На одном из таких однажды присутствовала директор школы по фигурному катанию, и она пригласила прочитать его тренерам и родителям. Я согласилась, но возникла удивительная ситуация.