Борис Петрович, спасибо за футбол: ушел из жизни бывший главный тренер сборной России
Мне почему-то казалось, точнее, я был уверен, что телефон Бориса Петровича был в моей записной книжке всегда.
Мне почему-то казалось, точнее, я был уверен, что телефон Бориса Петровича был в моей записной книжке всегда. И это было огромное счастье — иметь возможность говорить с ним о футболе. С самого первого дня моей работы спортивным журналистом Борису Петровичу можно было совершенно свободно позвонить в любое время, и он подробно и терпеливо своим спокойным голосом настолько доходчиво и просто объяснял даже самые сложные вещи, которые мог увидеть и понять только специалист самого высочайшего уровня, что никаких вопросов больше не оставалось. А что еще более важно даже не в профессиональном, а в первую очередь в человеческом плане: с самого первого звонка Борис Петрович разговаривал со мной (хотя я точно уверен, что многого я тогда не понимал и иногда задавал не самые умные вопросы) очень добродушно и уважительно, как старший товарищ. И не только со мной — со всеми, кто обращался к нему за советом или просьбой что-то объяснить и чему-то научить. Без лишней скромности можно сказать, что именно Игнатьев помогал мне расти. Благодаря нашим разговорам, пусть и не очень частым, особенно в последнее время, когда он уже не всегда хорошо себя чувствовал, тонкости футбола стали мне более понятными. И вот теперь, когда его больше нет, что никак не удается даже осознать, — пустота и тяжесть. Словно ушла частичка доброты, и мудрости, и смелости из нашего мира.
Борис Петрович сделал для нашего футбола очень много. Его труд не всегда был на виду. И не всегда он получал за него заслуженное воздаяние. Но без него очень многое получилось бы иначе и, скорее всего, хуже.
Никогда и ни от кого, с кем бы ни приходилось общаться, будь то маститый тренер или известный футболист, или молодой специалист, или коллега-журналист, не довелось услышать о Борисе Петровиче ничего плохого. Ни единого слова. Только уважение и благодарность. И это почти невероятно — в футболе, как и в любом другом спорте, первое место только одно, и к победе ведут разные пути. И как к ней идти — каждый выбирает сам.
Да, Борис Петрович был очень добрым, очень порядочным человеком и гражданином. И вместе с тем он никогда не стеснялся говорить о проблемах нашей любимой игры, которой посвятил всю свою жизнь. В рамках созданной «МК» совместно с Объединением отечественных тренеров рубрики «Тренерская кухня» мы много говорили с ним о том, почему те или иные вещи происходят в нашем футболе и в чем истинные причины его проблем. Впрочем, и в мировом футболе Игнатьев разбирался не хуже. Обсуждать итоги матчей чемпионатов мира и Европы, разбирать действия команд и отдельных футболистов вместе с ним всегда было истинным наслаждением. И просто не выразить словами, как бывало сложно потом уместить эти беседы в рамки газетной страницы, ограниченной по размеру, — это была настоящая боль что-то сокращать в его словах.
Мы очень сильно осиротели за последние месяцы. Мы еще не до конца оправились от ухода Никиты Павловича Симоняна. Теперь не стало Бориса Петровича. И очень важно не забыть, не растерять то наследие, которое они нам оставляют. Среди которых самое главное — беззаветная любовь и преданность футболу.
Редакция «Московского комсомольца» выражает самые глубокие соболезнования родным и близким Бориса Петровича Игнатьева. В этот тяжелый час мы с вами.
СПРАВКА "МК"
Борис Игнатьев — воспитанник московского «Спартака». Начав карьеру во владимирском «Торпедо» в 1973 году, уже через три года был назначен тренером, а впоследствии — главным тренером юношеской сборной СССР. На этой должности он проработал более 10 лет. Под его руководством команда выиграла чемпионат Европы 1988 года. Борис Игнатьев возглавлял олимпийскую сборную СССР, молодежные сборные СНГ и России. С 1996 по 1998 год занимал пост главного тренера национальной команды России. В дальнейшем трудился в российских и зарубежных клубах на разных должностях. Воспитал не одно поколение отечественных футболистов и тренеров. До последнего дня входил в состав Комитета сборных команд РФС. Мастер спорта СССР. Заслуженный тренер РСФСР.