«ВСУ ведут себя трусливо»: как штурмовик Знахарь, защищающий ДНР с 2014 года, борется с вражескими дронами

Штурмовик и разведчик Знахарь ещё в 2014 году принимал участие в битве за донецкий аэропорт, а с начала СВО служит в прославленном батальоне «Сомали», освобождает города в ДНР и обучает новобранцев. По его словам, сейчас противниками зачастую становятся не сами боевики ВСУ, а дроны, которые могут атаковать в любой момент, в том числе и во время эвакуации раненых товарищей. Какие задачи выполняет штурмовик, который уже 11 лет живёт в зоне боевых действий, и что помогает ему быть быстрее беспилотников противника — в материале RT.

«Я сам — донецкий. Путь мой боевой достаточно длинный, я на войне с самого начала, с 2014 года. Как в Донбассе начались боевые действия, в принципе мог и не идти в народное ополчение — была возможность продолжить учёбу. Но я приостановил обучение и пошёл в (батальон. — RT) «Оплот» как доброволец. Если честно, отчасти на это решение повлиял пример моего прадеда — Ивана Ивановича Куденко. Он ветеран Великой Отечественной, сражался за Севастополь и рассказывал мне про свои военные годы», — говорит командир штурмовиков с позывным Знахарь.

Донецк стал родиной Знахаря тоже благодаря его прадеду. Пока он был на фронте, фашистские захватчики спалили его дом и расстреляли семью. После Победы Иван Иванович Куденко мог приехать в любой город, чтобы начать мирную жизнь с нуля, и его выбор пал на Донецк.

Спустя много лет, в 2014 году его правнук вместе с товарищами отбивал донецкий аэропорт от украинских националистов, которые пытались захватить стратегический транспортный узел.

«Довелось поучаствовать в боях в районе промзоны, в знаменитой девятке (так называлось единственное в районе аэропорта девятиэтажное здание, в котором ополченцы ДНР разбили наблюдательный пункт — прим. RT). Это была одна из ключевых точек в тех боях, поэтому бывало там всякое и доставалось нам крепко. А потом служил на Марьинском направлении. В основном я служил и служу в разведке. С 2022 года — в составе батальона «Сомали» (60-й отдельный гвардейский мотострелковый батальон51-ой гвардейской армии ВС РФ), командую отделением. Наш профиль — разведка и штурмы занятых ВСУ точек и населёнников», — рассказывает собеседник RT.

«Небо не бывает чистым»

С началом СВО Знахарю, как и его опытным товарищам, пришлось адаптироваться к совершенно новому оружию на фронте — беспилотникам.

«Война серьёзно поменялась, она стала более технологичной. Если раньше разведка была сильно востребована — скорректировать артиллерию, узнать расположение противника — то теперь во многом эту работу взяли на себя дроны, «птички». А нам, военным, постоянно приходится учиться не только с ними работать, но и воевать против них. Миномёт не так страшен как дрон-камикадзе: даже при хорошей физподготовке ты можешь просто не успеть спрятаться от него. Он целенаправленно за тобой охотится», — рассуждает Знахарь.

Сам он в последнее время в переходах с группой на точку, откуда начинается штурм, больше пользуется ружьём, а не автоматом. Дробью легче сбить дрон, поэтому во время передвижений по открытой местности автомат висит сзади, а сам Знахарь внимательно следит за небом, чтобы подстраховать свою группу.

«Небо сейчас почти никогда не бывает чистым, оно всегда «грязное» из-за «птичек». ВСУ используют разную тактику: могут дроном по дуге облететь группу разведчиков и подлететь к тебе сзади. Неопытный боец подумает, что это с наших позиций «птичка»…», — рассказывает командир.

Из-за постоянной угрозы беспилотников разведчикам и штурмовикам приходится брать с собой на штурмы меньше веса — запасных патронов, раций, батареек, оружия. Когда тебя во время перехода в любой момент может атаковать «птичка», твоё выживание зависит от того, насколько быстро ты сориентируешься и сможешь скрыться, поясняет Знахарь.

«Раньше я мог на штурм взять с собой брони и боекомплекта килограмм на 80 — всё это пронести на себе. Примерно восемь магазинов, гранат штук 10, зарядные банки, рации, дополнительная еда и вода. Сейчас важнее быть мобильным, особенно если переход предстоит по открытой местности», — говорит собеседник.

  • Знахарь участвует в боевых действиях в Донбассе с 2014 года.
  • © фото из личного архива