В Роскачестве назвали незаконным включение чаевых в счёт отдельной строкой
Включение чаевых в счёт незаконно, если они указаны отдельной строкой в чеке. Платить или не платить вознаграждение официанту — добровольное решение посетителей, и ресторан не может обязать это делать, заявил в беседе с RT директор департамента защиты прав потребителей Роскачества Игорь Поздняков.
«Заведения общепита, предлагая посетителям свои услуги, должны соблюдать требования закона «О защите прав потребителей». В нём, в частности, указывается, что нельзя указывать такое условие, чтобы для приобретения одного товара клиент должен покупать другой (ст. 16)», — объяснил эксперт.
При этом он уточнил, что это правило не распространяется на акции и специальные предложения ресторанов.
«В некоторых ресторанах подаются «закуски-комплименты», которые могут быть выставлены на столах или приносятся официантами до заказа. Это, конечно, приятный сюрприз. Неприятным же может оказаться то, что такие «подарки» платные и включаются в счёт. В данном случае происходит нарушение требования предоставлять точную и достоверную информацию о товаре или акции», — рассказал специалист.
Иногда рестораны включают чаевые в счёт, предупредил Поздняков.
«Такое действие незаконно, если чаевые указаны отдельной строкой в чеке. Платить или не платить вознаграждение официанту — это добровольное решение посетителей, и ресторан не может обязать это делать. Вы можете не оплачивать этот пункт меню и требовать, чтобы вам выдали другой счёт», — заявил он.
По его словам, если гость сталкивается с нарушением закона, то вправе требовать, чтобы товар или услуга, которые не заказывали, были исключены из счёта.
«А если уже оплатили и только потом обнаружили подлог, можно запрашивать возврат денег. Иногда рестораны отказываются подчиняться требованиям закона. В этом случае можно бороться за свои права», — посоветовал эксперт.
В первую очередь, по его словам, необходимо написать претензию в адрес руководства ресторана.
«Потребуйте, чтобы вам вернули деньги и устранили нарушение — то есть перестали навязывать товары и услуги. Претензию подготовьте в двух экземплярах: один вы передадите администрации, второй останется у вас. Проследите, чтобы на вашей копии проставили дату и подпись ответственного лица — это будет подтверждением того, что претензия взята в работу», — объяснил эксперт.
В течение десяти дней вам должны дать ответ, добавил он.
«Если ответ не дан или он вас не устраивает, можно обращаться в Роспотребнадзор с письменным заявлением, подробно описав выявленное нарушение. Если нарушение подтвердится, к ресторану будут применены меры административного характера. Ещё один способ добиться справедливости — обратиться в суд. Для суда подготовьте доказательства», — порекомендовал Поздняков.
Отмечается, что в качестве таковых могут быть фотографии, видео, скриншоты с сайтов, показания свидетелей, записи разговоров с работниками заведения, а также претензия и ответ на неё.
«Если вы сможете подтвердить, что закон нарушен, суд встанет на вашу сторону. Вы можете требовать вернуть вам деньги, если вы заплатили за навязанные товары и услуги, а также компенсацию морального вреда. В некоторых случаях рестораторы идут на большие ухищрения, чтобы навязать товары и услуги. Если это делается с нарушением закона (не через акцию или спецпредложение, а путём обмана и хитрости), вы можете требовать, чтобы этот пункт исключили из вашего счёта и вернули деньги, если счёт уже оплачен. Иногда достаточно обозначить своё намерение защищать свои права, чтобы решить вопрос в свою пользу», — заключил собеседник RT.
Ранее специалисты Центра финансовой экспертизы Роскачества объяснили RT, как узнать, перейдут ли долги по наследству и можно ли вообще отказаться от него.