• Новости
  • Россия
  • «В полной сохранности»: историк — об опыте и технологиях передвижения памятников архитектуры Москвы

                                РИА Новости
                            РИА Новости

«В полной сохранности»: историк — об опыте и технологиях передвижения памятников архитектуры Москвы

16 сентября 1939 года в центре Москвы прошло рекордно быстрое перемещение исторического дома — на улице Горького советские специалисты почти на 14 метров передвинули здание Моссовета. Трудоёмкая и сложная в инженерном отношении операция проходила без выселения людей и заняла всего лишь 41 минуту. Спустя полтора месяца похожим образом новое «место жительства» получило Саввинское подворье, выполненное в стиле древнерусского модерна. О том, как проходили такие переезды памятников архитектуры, в интервью RT рассказал главный редактор журнала «Московское наследие», заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты Москвы Филипп Смирнов.

— 85 лет назад было осуществлено самое скоростное в мире передвижение здания Моссовета, ныне это мэрия Москвы. Как удалось так быстро его переместить?

— «Переезд» здания Моссовета занял всего лишь 41 минуту. Это действительно стало мировым рекордом по скорости передвижения исторических зданий. Архитектурный ансамбль массой 20 тыс. тонн был перемещён на 13 метров 65 сантиметров. За передвижением наблюдали журналисты, а все служащие внутри здания продолжали работать. Так советские строители продемонстрировали всему миру умение осуществлять самые грандиозные новаторские градостроительные проекты.

Мгновенному «переезду» предшествовала тщательная полугодичная подготовка. Здание было стянуто металлическим поясом. По периметру и по всему пути перемещения был вырыт котлован четырёхметровой глубины, к коммуникациям подключены гибкие трубы. После этого фундамент был срезан, а само здание поднято домкратами и поставлено на множество вагонеток (катков), которые по рельсам перекатили его в сторону улицы Станкевича (сейчас — Вознесенский переулок) к новому фундаменту.

Операцию провёл образованный в 1936 году при том же Моссовете «Трест по передвижке и разборке зданий». Его главным инженером был назначен Эммануил Менделевич Гендель. До создания треста он работал в Метрострое, где отвечал за сохранность фундаментов зданий, под которыми прокладывалось метро.

Гендель уже имел опыт передвижки домов. В 1933 году он предложил властям переместить фидерную станцию с улицы Горького (сейчас — Тверская) на 2-ю Брестскую, сам разработал соответствующий план и воплотил его в жизнь.

  • Советский инженер-строитель, крупнейший специалист по передвижке и выпрямлению зданий, технолог реставрационных работ Эммануил Менделевич Гендель
  • РИА Новости
  • © Валерий Шустов

Может быть интересно