«Способен доставить десятки воздушных камикадзе»: разработчик — о боевом потенциале безэкипажного катера «Катран»

Российские волонтёры планируют наладить масштабное производство безэкипажного катера (БЭК) «Катран». Об этом в интервью RT сообщил разработчик данного беспилотного плавсредства. Он напомнил, что в начале марта Черноморский флот получил первый предсерийный образец. Катер ожидают испытания, по итогам которых он будет доработан. Главной особенностью «Катрана» является лёгкий, ударостойкий корпус, устойчивый к самому сильному волнению. БЭК способен выполнять широкий функционал — патрулирование, разведка, радиолокационное наблюдение, логистика, нанесение ударов, в том числе с помощью FPV-дронов. Управлять «Катраном» можно на дальности 1 тыс. км.

— С началом СВО в России появилось довольно большое количество проектов безэкипажных плавсредств. В чём особенность вашего изделия?

— Тематика безэкипажных катеров привлекла внимание моей инженерной команды ещё до начала спецоперации. У нас было много экспериментальных моделей, но решающую роль сыграл опыт общения с нашими воинами, несущими службу на Днепре. Мы тщательно изучили их потребности. Собственно, так и появился «Катран».

На сегодняшний день изготовлено несколько предсерийных образцов. Один из них в начале марта был поставлен Черноморскому флоту. «Катран» и другие изделия передал Центр беспилотных систем и технологий (ЦБСТ). Теперь на Чёрном море должна пройти серия испытаний, по итогам которых, катер может быть доработан.

В дальнейшем предприятие планирует наладить масштабное производство «Катрана», но для этого нам потребуется внешняя поддержка и твёрдые заказы.

Вы правы: в нашей стране появилось большое количество проектов БЭК. Своим конкурентным преимуществом мы считаем оригинальную конструкцию корпуса, которая обеспечивает катеру высокую плавучесть, хорошую манёвренность и скорость в режиме глиссирования. На его испытания и доводку у нас ушло примерно полгода, а весь цикл разработки занял полтора года.

БЭК в принципе начинается с корпуса. Конечно, можно переделать в безэкипажное плавредство обычную моторную лодку, но толку с этого большого не будет. Такой БЭК просто не сможет выполнять боевые задачи и перевернётся при небольшом волнении.

«Катран» сконструирован по схеме тримарана. Его корпус представляет собой лёгкий, ударостойкий монокок (конструкция, где внешняя оболочка является несущим элементом. — RT), изготовленный из алюминиево–магниевого сплава (AMG). Сильное волнение не имеет для него большого значения, его практически невозможно перевернуть.

Крайне важно, что «Катран» способен прощать ошибки расчёта. Поясню: при управлении БЭКом оператор ориентируется на картинку, которую он получает с бортовых видеокамер. Сама картинка доставляется с задержкой в доли секунды.

При этом горизонт видимости расчёта катера априори ограничен. БЭК фактически идёт строго по курсу, и его расчёт не способен оценить степень волнения. Эта проблема решается только хорошо продуманной конструкцией корпуса. БЭК должен быть изготовлен таким образом, чтобы не перевернуться, если оператор допустил неверное движение на пульте управления.

  • «Катран»
  • © Из личного архива