«Сначала надо научиться нам самим»: как родители детей с инвалидностью борются за их право ходить на занятия
Несколько семей, где растут дети с инвалидностью, пожаловались на проблемы в школах — иногда детей отказываются зачислять в классы и вынуждают переходить на домашнее обучение, а если принимают, то не обеспечивают необходимые условия для занятий. Иногда родители берут дело в свои руки и сами организуют учебный процесс и готовят педагогов.
«Учительница в лёгком шоке»
Во Владивостоке Анне (имя изменено) пришлось забрать сына с РАС (расстройство аутистического спектра. — RT) из первого класса коррекционной школы. Как она рассказала, ребёнку тяжело было адаптироваться к программе.
«Учительница там молодая, в лёгком шоке от наших детей. Не хочу про неё плохое говорить, но видно, что опыта нет. Вообще школа не готова работать с детьми с РАС — программа не скорректирована под их особенности, нет методических материалов, специалистов», — перечисляет она.
В итоге дети, по словам собеседницы RT, не включились в программу, кто-то просто спал на уроке, а у её сына из-за стресса проявилось агрессивное поведение — он дрался, переворачивал парты.
Как отмечает Анна, специалистов, которые бы корректировали поведение, в школе не нашлось. «Мне предложили самой найти тьютора, потому что в школу никто не идёт. Ставка есть, но очень маленькая», — рассказывает она. Сейчас Анна пытается найти сыну другую школу.
Несколько лет назад во Владивостоке родители пытались открыть ресурсный класс. «Я как член Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) прошла курс «Включи меня» (программа по организации инклюзивного образования) для родителей, чтобы самой разбираться в ситуации. Загорелась. Прошла ещё несколько курсов. Директор школы, где учились трое моих старших нормотипичных детей, подхватила идею создания ресурсного класса, даже помещение подходящее было», — вспоминает мать особенного ребёнка Мария Бережная.
Родители сами должны были подготовить специалистов. Для этого подали на губернаторский грант. Хотя им выделили меньшую сумму, чем они рассчитывали, от идеи решили не отказываться: «Мы отправили на обучение директора школы, также планировали обучать учителей, но сотрудники школы отказались, ссылаясь на занятость».
Мария была готова сама работать в ресурсной зоне школы учителем, но следующий грант, который в том числе должен был оплатить труд тьюторов, не имевших ставок, родители не получили. «У нас просто прекратился процесс взаимодействия», — говорит она.
Пришлось перевести на домашнее образование
Сын Оксаны Третьяковой Денис четвёртый год учится в школе №19 Краснодара. У него органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство сложного генеза, поэтому его записали в специализированный класс, названный в школе ресурсным. «При этом там нет самой ресурсной зоны, где особенные ученики могли бы снять напряжение, не предусмотрены помощники и тьюторы. Детей просто запирают в одной небольшой комнате с учителем. Поэтому после первого класса пришлось перевести сына на домашнее образование», — рассказывает она.
В третьем классе Денис попробовал ходить в школу на групповые занятия по психологии, на технологию и рисование. Он подружился с одноклассниками и с удовольствием спешил в класс, продолжает его мама. «Но в этом году мне выставили ультиматум: либо домашнее обучение, либо покинуть школу», — говорит Оксана.
После жалобы в прокуратуру школьное руководство согласилось вернуть частичную инклюзию. «На встрече у прокурора с директором и завучем им сказали организовать занятия. Они не стали спорить, но на уроки сына потом так и не пустили», — рассказывает Оксана.
На школьном консилиуме потребовали предоставить справку, что Денису можно находиться в школе. При этом, по словам женщины, справки, которую потребовали в школе, в принципе не существует. «Я обращалась во все медицинские учреждения, но нигде такие справки не выдают», — говорит Третьякова.
После обращения RT Оксане сообщили, что ребёнок может вернуться в класс. «Принесла в школу справку с перечнем диагнозов. Жду, когда мне выдадут официальный учебный план с расписанием», — говорит она.
С похожей проблемой столкнулась жительница Белореченска Марина Захарова, когда попробовала отдать сына Руслана с ДЦП в районную школу №3 им. Маяковского. В школе создана доступная среда, есть пандусы для коляски. Руслану сначала отказали в зачислении, сославшись на отсутствие мест. Только после жалобы матери в Управление образованием местной администрации ребёнка всё же приняли.
- © Из личного архива