«Русская летающая тарелка»: как безденежье 1990-х годов погубило проект авиаконструктора Льва Щукина
На заре 1980-х годов прошлого века авиаконструктор Лев Щукин задумал создание летательного аппарата нового типа. По ряду параметров он имел преимущество перед классическими самолётами. Идея «русской летающей тарелки» Щукина оказалась настолько удачной, что, в отличие от многих подобных проектов, была полностью поддержана на уровне руководства страны. Заинтересованность высказывали военные, спасатели, а также учёные и бизнесмены из-за рубежа. Тем не менее хроническое недофинансирование начала 1990-х, а затем и смерть самого Щукина помешали ЭКИПу подняться в воздух. Единственный недоделанный полноразмерный экземпляр аппарата сейчас находится в подмосковном музее. Об истории создания уникального проекта и его печальной судьбе в рамках проекта «Незабытые истории» RT рассказал один из соратников Щукина — Анатолий Савицкий.
«Щукин совершил техническую революцию»
— Анатолий Иванович, расскажите в нескольких словах, что представляет собой ЭКИП.
— Это проект целого семейства амфибийных летательных аппаратов, реализованных по схеме «летающее крыло», когда подъёмную силу создаёт вся поверхность машины, а не какая-то её отдельная часть. По сравнению с классическими самолётами у ЭКИПа есть очевидные преимущества — безопасность, вертикальный взлёт-посадка, экологичность, дешёвая эксплуатация, вместительность, возможность использовать альтернативное топливо и так далее. В ЭКИПе были применены уникальные технические решения, которые предложил Щукин. Они были запатентованы и высоко оценены в разных странах мира. По сути, Щукин совершил настоящую техническую революцию, но из-за хронической нехватки средств в 1990-х годах проект, который поддержало руководство страны, так и не был реализован.
— Мы ещё поговорим об этом подробнее. Вы один из сподвижников Льва Щукина. Его уже нет в живых, но по мере сил вы продолжаете его дело до сих пор. Расскажите, как начиналось ваше сотрудничество.
— Со Львом Николаевичем мы познакомились в 1980-х годах в Московском энергетическом институте (МЭИ) на кафедре теоретических основ теплотехники, где он профессорствовал. До этого он лет 15 работал в НПО «Энергия» у Сергея Королёва, занимался аэродинамикой. После его смерти там произошли кадровые изменения, и он перешёл в МЭИ. Я в то время заведовал лабораторией новых и возобновляемых источников энергии. И однажды он сказал мне, что у него есть идея сделать аппарат по схеме «летающее крыло».
В то время уже была горбачёвская перестройка, появились кооперативы и другие формы работы. В январе 1990 года совместно с рядом учёных и преподавателей крупнейших технических вузов была нами организована научно-производственная фирма «ЭКИП», что дало нам возможность привлекать какие-то средства со стороны, а не только от государства.
У нас появился партнёр, один мой друг с Камчатки, он был готов вложить средства в какой-то интересный научный проект. Я рассказал про идею нового летательного аппарата, но предупредил, что проект дорогой. Он увлёкся им, и его деньги были первыми частными инвестициями в этот проект.
- Единственный недостроенный летательный аппарат «ЭКИП» в экспозиции военно-технического музея Московской области
- © RT / Анатолий Караваев