• Новости
  • Россия
  • Профессор рассказала, как историческая память влияет на становление личности

                                РИА Новости
                            РИА Новости

Профессор рассказала, как историческая память влияет на становление личности

Марина Егорова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» МГППУ, объяснила в беседе с RT, как правильно обсуждать с детьми тему Великой Отечественной войны и исторической памяти.

«Историческая память о Великой Отечественной войне как о событии, определившем ход мировой истории на последующие семь десятилетий, стала духовно-нравственной ценностью нескольких поколений людей многих стран. Психологический смысл исторической памяти заключается в её непосредственном влиянии на становление социально ответственной личности, на формирование гражданской и патриотической идентичности, прогрессивного мировоззрения», — рассказала специалист.

По её словам, вектор этого влияния на ребёнка — позитивного или негативного — всецело зависит от воспитательных установок родителей и педагогов.

«Ведь от выбираемого контента, ракурса его рассмотрения и особенно интерпретации зависят восприятие и осмысление ребёнком исторических событий», — подчеркнула эксперт.

К сожалению, историческое сознание современных детей не формируется как единое пространство взаимообусловленных событий, добавила она.

«Вместе с тем наивно полагать, что, насытив ребёнка знаниями об одном отдельно взятом историческом событии, в частности Великой Отечественной войне, можно достичь желаемых результатов социально-личностного развития подрастающего поколения. Задача стоит более широковыстраивать мировоззрение ребёнка как континуум взаимосвязанных исторических событий, развивать представления о Родине, стране, родном крае, народах России, о своей семье в нескольких поколениях», — объяснила Егорова.

Логичным становится включение в воспитательную работу вопросов для обсуждения, связанных с защитой Родины и войной как крайней степенью защиты, порекомендовала собеседница RT.

«Тема войны в мировой и отечественной истории начинает системно изучаться с пятого класса. Однако уже с трёх-четырёх лет воспитательная работа семьи может ориентировать ребёнка на бережное отношение к окружающим вещам, заботливое отношение к людям и животным. Вместе с ребёнком любоваться природой, встречать семьёй праздники и рассказывать об их происхождении и значении. Воспитательная работа не должна ограничиваться передачей информации. Дети с удовольствием сами её изыскивают и воплощают в своих проектах: малыши — в рисунках, играх и устных рассказах», — пояснила кандидат педагогических наук.

В дошкольном детстве ключевой для общего развития становится игра в различных её формах — это настольные, спортивные, познавательно-соревновательные игры, отметила Егорова.

По её мнению, тема защиты своей земли, семьи, собственной чести и достоинства является центральной в литературной традиции народов России.

«Прежде всего это былины, в которых отражены героические подвиги — борьба с врагами, защита Родины, восстановление справедливости. Всем детям известны былинные герои — Илья Муромец, Василиса Микулишна, Добрыня Никитич и другие. Эти исторические мифологизированные герои воплощают идеалы героизма и любви к Родине», — пояснила эксперт.

Егорова добавила, что в начальной школе ученики способны создавать проекты, например фотоколлаж-биографию о родственнике или выдающейся исторической личности, которые внесли вклад в процветание страны и защиту Родины.

«В работу можно включить темы: «Название моей улицы / населённого пункта», «История моего города», «Традиции моей семьи», «Природа моего края», «Мой герой», «Дети — герои ВОВ», — посоветовала она.

При этом, по её мнению, внимание детей не следует акцентировать на кровопролитных сторонах военных событий.

«Современный ребёнок живёт в сложном мире, который не всегда дружелюбен. Поэтому вместе с ребёнком анализируем личность, характер, нравственные качества, мотивы участников этих событий. Важно, чтобы к содержанию и технологии воспитательной работы по сохранению и обогащению исторической памяти наших детей о Великой Отечественной войне были привлечены специалисты, любящие детей и понимающие их психологию», — заключила собеседница RT.

Ранее Станислав Никулин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета «Социальная психология» МГППУ, объяснил в беседе с RT, как организовать режим работы и отдыха в промежуток между майскими праздниками.


Может быть интересно