«Подталкивают людей к опасным решениям»: как россияне становятся жертвами псевдопсихологов

Россияне массово стремятся на приём к психологам, однако сейчас практически любой желающий может объявить себя специалистом в этой области и начать консультировать. В этой сфере обосновалось множество нечистых на руку людей, которые хотят нажиться на клиентах. Как отмечают эксперты, они ведут приём, не обладая необходимой квалификацией, и их рекомендации могут значительно ухудшить состояние пациента.

В отношении иркутского психолога Михаила Капкова ведётся расследование. Как сообщал Telegram-канал SHOT, на него заявили родители 14-летней школьницы. Они сами отвели к нему дочь на консультацию, а затем от неё узнали, что вместо сессии психологической помощи Михаил домогался подростка.

Как отмечает заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья Сергей Ениколопов, это далеко не единственный подобный случай. Просто обычно о том, что психолог в ходе сессий преступил профессиональные, этические и даже уголовные нормы, клиенты молчат. «В отличие от других областей медицины, здесь люди просто не знают, куда жаловаться. Нет ни этических комиссий, ни законодательных барьеров. Известно становится только о явном криминале, как в этом случае. И то, если жертвы находят мужество жаловаться», — отмечает эксперт.

Психологическая помощь в России востребована как никогда. Так, за год спрос на консультации психологов в Москве вырос на 64%, по данным «СберЗдоровье» (данные на январь 2025 года), причём с декабря по январь рост составил 14%. Если сравнивать с показателями пятилетней давности, то потребность в психологах выросла в шесть раз.

«Те, кто раньше справлялся с трудностями, теперь чувствуют себя потерянными. Уровень тревожности растёт, адаптивные способности снижаются, и это приводит к увеличению числа неврозов, депрессий и других психологических проблем», — отмечает Елена Спиркина, директор Института практической психологии и психоанализа (ИППиП).

Вредные советы

Порой россияне, пытаясь решить свои психологические проблемы, только преумножают их.

«Главная опасность — это неквалифицированная помощь, которая может не только не решить проблему, но и усугубить её. Псевдоспециалисты часто дают вредные советы, игнорируют клинические проявления психических расстройств, а иногда даже подталкивают людей к опасным решениям», — отмечает Елена Спиркина.

Нина (имя изменено) оказалась за решёткой, получив неквалифицированную помощь психолога. «Она жила вместе с дочерью, своей матерью и её сожителем, который маму постоянно обижал. Нашла психолога по интернету, чтобы тот помог ей справиться с агрессией по отношению к этому мужчине, — рассказала RT подруга Нины. — Получила совет, что не надо скрывать свою ярость. Сказал: покажите, что вы можете защитить мать. Промыл ей мозги, и она в порыве гнева в итоге сожителя матери зарезала. Сейчас отбывает наказание».

Среди рисков некачественной помощи — вторичная травматизация. Елена обратилась за психологической помощью после развода. Её 55-летний муж ушёл к женщине на двадцать лет моложе, обвинив Елену в «эмоциональной бесцветности» и потере интереса к жизни. При этом экс-супруги состояли в общем профессиональном кругу, поэтому травму усугубило публичное унижение. Елена решила обратиться к психологу без соответствующего образования, который позиционировал себя как «коуч по отношениям». Курс ей обошёлся в 200 тыс. рублей. Ещё 50 тыс. Елена потратила на рекомендованные мероприятия, коуч посылал её на курсы по стартапам, марафоны похудения и т.п.

На сессиях коуч демонизировал супруга, переводя фокус с переживаний клиентки на обсуждение его «морального уродства». Игнорировал этапы горевания, подменяя их агрессивным «самоутверждением». А также назначил токсичные практики. Например, надо было сделать «карту мести» с фото «соперницы» и стикерами-оскорблениями. В итоге у Елены развилась компульсивная фиксация на травме, когда человек ни при каких условиях не может избавиться от мыслей о пережитом. Она начала тайно следить за страницей бывшего мужа, страдала бессонницей, потеряла 12 кг за месяц. Попытки соответствовать рекомендациям привели к нервному срыву и госпитализации с диагнозом «депрессивный эпизод с соматизацией» (тахикардия, тремор, анорексия).

35-летний Алексей обратился за помощью с жалобами на неконтролируемые вспышки агрессии, тревожность и чувство удушья в домашней обстановке. Он разбивал мебель, двери, стекло в шкафу, посуду, во время одного из приступов порезал сухожилие на запястье. Его состояние было связано с напряжённой ситуацией дома. В небольшой квартире жили жена-домохозяйка, ребёнок с СДВГ и тёща, с которой у Алексея сложились непростые отношения. От «специалиста» он получил совет развестись и покинуть токсичную семью. После развода тревога усилилась, сын, оставшийся с матерью, регрессировал, а одиночество вызвало суицидальные мысли.

Как замечает Елена Спиркина, многие псевдопсихологи не имеют никаких этических принципов или сознательно их нарушают. «Они могут манипулировать клиентами, вытягивать из них деньги, обещая исцеление, избавление от всех проблем. В результате доверившиеся им люди теряют деньги, время и здоровье», — говорит она.

  • Gettyimages.ru
  • © Nes