«Орлёнок» и «Каспийские монстры»: как СССР создавал лучшие в мире боевые экранопланы
46 лет назад советский ВМФ принял на вооружение первый в мире десантный экраноплан «Орлёнок». Этот гибрид корабля и самолёта создали в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Ростислава Алексеева. Летающая машина была способна транспортировать до 200 человек в кратчайшие сроки. Помимо «Орлёнка», для нужд Военно-морского флота СССР были созданы экранопланы КМ и «Лунь», известные как «Каспийские монстры». По мнению экспертов, Советский Союз имел самые совершенные в мире экранопланы. Как считают аналитики, при необходимости Россия сможет возродить производство этих летающих машин.
3 ноября 1979 года на вооружение Военно-морского флота СССР был принят первый в мире десантный экраноплан «Орлёнок» проекта 904. Эта машина относилась к морской авиации и сочетала в себе преимущества корабля и самолёта.
Как пояснили опрошенные RT эксперты, экранопланы были необходимы ВМФ для скрытного выполнения транспортных и ударных задач. Однако для их создания потребовалось решить множество сложных инженерных задач.
«Главное в экранопланах — сам принцип полёта. Это так называемый экранный эффект, при котором набегающий поток воздуха отражается от крыла аппарата, достигает поверхности воды и возвращается обратно. Таким образом создаётся дополнительная подъёмная сила, своеобразная воздушная подушка. «Экранный эффект» был открыт ещё в 1920-е годы, но только Советский Союз смог в наиболее полной мере укротить эту энергию», — пояснил RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.