«На Западе таких нет»: как отечественные самолёты-амфибии стали лучшими в мире
65 лет назад первый полёт совершил самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Эта летающая лодка создавалась для противодействия натовским атомным подлодкам. Она получила на вооружение специальные торпеды и глубинные бомбы. «Чайка» по-прежнему используется российским флотом, но в основном для борьбы с безэкипажными катерами ВСУ. Наследником Бе-12 стал уникальный гидросамолёт А-40 «Альбатрос», созданный в 1980-е. Впоследствии на его основе российские конструкторы разработали амфибию Бе-200, которая широко применяется для тушения пожаров. По словам экспертов, гениальными разработками отметился советский инженер Роберт Бартини. Его амфибии опередили время как минимум на полвека.
18 октября 1960 года в воздух впервые поднялся самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Летающая лодка поднялась в небо с грунтового аэродрома под управлением экипажа лётчика-испытателя Бурьянова. Через две недели она успешно взлетела с водной поверхности.
Испытания Бе-12 продолжались ещё несколько лет. На вооружение ВМФ амфибию приняли в конце ноября 1965 года. Однако её серийное производство стартовало на два года раньше — в декабре 1963 года. В общей сложности таганрогский авиазавод выпустил более 140 машин. На тот момент «Чайка» считалась крупнейшим в мире гидросамолётом.
Работы над Бе-12 начались в середине 1950-х с целью замены первой советской противолодочной амфибии Бе-6.
Советскому ВМФ требовалась летающая лодка с превосходной мореходностью и способностью поднимать в воздух солидный объём полезной нагрузки. Кроме того, предполагалось, что новый гидросамолёт будет оборудован шасси для взлёта и посадки на грунтовые аэродромы.