«Исключительная надёжность и простота»: в чём уникальность советской буксируемой гаубицы Д-30
65 лет назад арсенал советской армии официально пополнился 122-мм буксируемой гаубицей Д-30. Орудие было разработано великим советским конструктором Фёдором Петровым, который ранее создал гаубицу М-30 аналогичного калибра и другие артиллерийские системы. Новая пушка снискала большую популярность в войсках за исключительную надёжность, неприхотливость, простоту эксплуатации и достойные огневые возможности. В настоящее время Д-30 широко применяется в зоне СВО, успешно уничтожая широкий спектр целей в прифронтовой полосе. По мнению экспертов, боевой потенциал гаубицы по-прежнему не исчерпан — её эффективность можно увеличить созданием новых высокоточных боеприпасов.
12 мая 1960 года на вооружение советской армии была принята буксируемая гаубица Д-30 калибра 122 мм. Она предназначалась для замены популярной в войсках М-30. Оба орудия создал выдающийся советский конструктор Фёдор Петров.
М-30 активно применялась в боях против нацистских захватчиков. Как говорится в материалах Музея Победы, оружейнику «удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом».
Вместе с тем буксируемая гаубица имела ряд недостатков. В книге «Советская гаубица Д-30» историк отечественной артиллерии Анатолий Сорокин написал, что М-30 была довольно тяжёлой, имела неавтоматизированный затвор, снижавший скорострельность, несовершенный прицельный механизм. Также гаубица недостаточно эффективно стреляла из укрытия. Как отмечает автор, все эти проблемы были успешно решены в Д-30.
«В конструкции гаубицы (Д-30. — RT) был учтён весь опыт Великой Отечественной войны и конфликта на Корейском полуострове, поэтому, невзирая на царившую в то время у высших советских руководителей «ракетоманию», новое орудие сразу же оценили по достоинству», — говорится в книге Сорокина.
Мобильность и удобство
Разработка Д-30 началась согласно постановлению Совета министров СССР 2 апреля 1954 года. Первый прототип будущей гаубицы советские специалисты начали испытывать 21 декабря 1955 года.
Группа конструкторов под руководством Петрова реализовала в Д-30 принципиально новую схему для советской полевой артиллерии. Орудие получило лафет из трёх станин. Одна была неподвижной, а две другие в боевом положении разводились относительно неё на 120°. Трёхопорный лафет дал возможность вести огонь на 360° без необходимости разворота всей гаубицы и повысил её устойчивость при стрельбе в любом секторе.