«Длинноногая десятка» и «летающий кран»: какую роль сыграл вертолёт Ми-10 в развитии отечественной авиации
65 лет назад в небо впервые поднялся уникальный тяжёлый вертолёт Ми-10. Он был разработан на основе популярной модели транспортного винтокрыла Ми-6. Основное отличие новой машины состояло в непривычно высоких стойках шасси. За эту характерную особенность вертолёт прозвали «длинноногой десяткой». Главным образом Ми-10 предназначался для перевозки нестандартных крупногабаритных грузов. В начале 1970-х для проведения сложных строительно-монтажных работ была создана «коротконогая» модификация «десятки», больше известная как «строительный кран». По мнению экспертов, Ми-10 был неоднозначным, но смелым проектом советских авиаконструкторов. Его реализация приблизила нашу страну к созданию тяжеловеса Ми-26, который по-прежнему считается лучшим вертолётом в своём классе.
15 июня 1960 года состоялся дебютный полёт прототипа уникального тяжёлого вертолёта Ми-10, оставившего заметный след в истории отечественной авиации. Машину пилотировал коллектив под руководством лётчика-испытателя Рафаила Капрэляна.
Широкой публике новое детище Михаила Леонтьевича Миля впервые было продемонстрировано 9 июля 1961 года на воздушном параде в честь Дня Воздушного Флота СССР. 23 сентября того же года экипаж лётчика-испытателя Бориса Земскова установил на Ми-10 абсолютный мировой рекорд грузоподъёмности, подняв 15,103 т груза на высоту 2200 м. В тот же день экипаж Германа Алфёрова поднял 15 т на 2326 м.
Необычный тяжеловес
Создание Ми-10 началось с принятием постановления правительства СССР от 20 февраля 1958 года. Советское руководство рассчитывало получить вертолёт грузоподъёмностью 12 тонн при дальности полёта до 250 км. Предполагалось, что новая машина будет перевозить различные крупногабаритные грузы, в том числе нестандартные. Позже было добавлено требование — транспортировать баллистические и крылатые ракеты.
Как заявил в комментарии RT генерал-майор, заслуженный лётчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов, Ми-10 проектировался под весьма широкий круг транспортных задач.