«Альтернатива импортным поставкам»: российский разработчик — о новых поршневых двигателях для малой авиации и БПЛА
Учёные Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) до конца года изготовят опытный образец авиационного поршневого двигателя ДДА-160, призванного заменить популярный австрийский Rotax. Об этом в интервью RT заявил доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой ДВС (двигателей внутреннего сгорания) Рустэм Еникеев. По его словам, отечественный агрегат должен превзойти западного конкурента по мощности и экономичности. ДДА-160 будет поднимать в воздух крупные БПЛА и небольшие самолёты. Кроме того, в 2024 году уфимский вуз вместе со сколковским резидентом «Двигатели для авиации» планирует запустить серийное производство четырёхсильных поршневых моторов, которые ранее в России массово не выпускались.
— Когда Россия последний раз выпускала полноценный поршневой двигатель для малой авиации?
— Ещё в Советском Союзе. Это были двигатели серии АШ пермского КБ Аркадия Швецова для Ан-2, а также изготавливавшийся в Воронеже двигатель М-14 — его ставили на самолёт Ан-14. В Самаре создавались небольшие двигатели для беспилотной авиации. В общем, всё это было несколько десятилетий назад, когда страна обладала развитым авиационным поршневым двигателестроением.
— Почему стране нужен именно новый поршневой, а не газотурбинный двигатель, который в основном использует авиация?
— На самом деле нужны разные двигатели: и газотурбинные, и поршневые, и электрические. Когда мы говорим о гражданской авиации, то обычно представляем лайнеры, которые способны перенести нас из Москвы в Пекин.
В 1940—1950-е годы авиаконструкторы одномоментно перевели большие самолёты на газотурбинные двигатели, которые дали просто невероятный скачок и обошли по мощности поршневых собратьев. Фактически осталась малая авиация, которая во всём мире по-прежнему летает на поршневых двигателях. Они меньше расходуют топлива, стоят гораздо дешевле, проще обслуживаются.
- Модель двигателя ДДА-160
- © Уфимский университет науки и технологий