"Президент в тупике". Прибалтика дала жесткий ответ на "русский" вопрос
Эстония смягчила формулировки в законе против ЭХПЦ
МОСКВА, 23 июн — РИА Новости, Сергей Проскурин. Власти Эстонии приняли новый закон о церквях.
Документ преследует одну цель: искоренить "тлетворное влияние" пророссийских структур. Одна из них — местная православная церковь Московского патриархата, которую теперь могут ликвидировать.
Эксперты предупреждают об общественном резонансе. И констатируют, что "международный имидж демократической Эстонии" сильно пошатнулся.
"Стало гораздо лучше"Эстонские депутаты провели основательную работу над ошибками — после долгих обсуждений и правок приняли закон о церквях. Документ уже успел стать архискандальным.
Это видно, в частности, по распределению голосов: за принятие документа выступили 68 законодателей, а против — 17. Причем все они из четырех разных фракций — как провластных, так и оппозиционных.
Всего же их в Рийгикогу (парламенте) восемь.Разброс мнений — обычное дело в парламенте.
Куда важнее, что законопроект отшлифовали после вмешательства президента Алара Кариса. Месяц назад он лично указал на серьезные противоречия с конституцией.
И распорядился устранить недочеты.В предыдущей редакции текст изобиловал формулировками типа: любая религиозная организация не может "руководствоваться в своей деятельности лицом или объединением, <…> расположенными в иностранном государстве, <...
> если они представляют угрозу безопасности". Или: лицо, которому не разрешено жить или находиться в Эстонии, "не может быть священнослужителем или членом правления религиозного объединения".
По мнению Кариса, "неоднозначный запрет на внешние связи" привел бы к тому, что свобода любых объединений (даже политических партий) мгновенно оказалась бы ограниченной. А значит, пришлось бы распускать сам Рийгикогу.
Формулировки сгладили. Теперь любая церковь или приход не могут быть экономически связаны с религиозным центром, находящимся за рубежом.
И, более того, представляющим угрозу безопасности республики.Под последним имелись в виду ситуации, когда религиозный центр "поддерживает или финансирует деятельность, направленную на насильственное изменение независимости, территориальной целостности или конституционного строя Эстонии".
"Я думаю, что текст стал гораздо лучше, чем ранее. И второе изменение — это продление срока вступления документа в силу.
Если в первоначальном проекте было два месяца, то теперь мы решили продлить его до полугода", — уточнил председатель правовой комиссии Рийгикогу Мадис Тимпсон в беседе с журналистом ERR.Большие беды маленькой страныЭта бурная законотворческая деятельность развернулась всего лишь из-за одной религиозной организации — Эстонской христианской православной церкви (ЭХПЦ).
Канонически она находится в юрисдикции Московского патриархата. И, само собой, с 2022-го как кость в горле стоит у эстонского Министерства внутренних дел.
Сперва ведомство требовало от церковного руководства осудить спецоперацию на Украине. А в начале 2024-го не продлило вид на жительство главе ЭХПЦ — митрополиту Таллинскому Евгению (Решетникову), так как тот поддерживал "агрессивную политику России".
В итоге архиерей покинул страну как неблагонадежный.В мае того же года тогдашний министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс предложил на законодательном уровне признать РПЦ и ее "филиалы" "экстремистскими" и "террористическими" организациями.
По мнению шефа МВД, патриарх Кирилл "еще до войны говорил, что отдельного украинского народа быть не должно, что это часть Святой Руси". В аналогичном ключе он высказывался и о Прибалтике.
А на съезде Всемирного русского народного собора (ВРНС) в марте 2024-го предстоятель РПЦ и вовсе провозгласил СВО "священной войной", а западные страны — "жертвами сатанизма". В результате министерство окончательно осознало "ту угрозу, что Русская церковь оказывает на страну".
Им не угодишьЭХПЦ с самого начала взяла курс на диалог. И шла на уступки себе в убыток.
Например, перекроила Устав, убрав все, что могло ассоциироваться со "связями с Москвой". Осталась лишь ссылка на томос 1993-го (грамоту патриарха Алексия II, по которой ЭХПЦ стала самоуправляемой).
Но и это не помогло. Ведь в томосе четко прописано, что Эстонская церковь подчиняется Московскому патриархату, негодовал Ляэнеметс.
ЭХПЦ согласилась на изменение названия. В целях юридического обновления в аббревиатуру хотели добавить слово "апостольская".
Однако чиновники и тут критиковали: в документах уже есть такая — подчиняющаяся Константинополю Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ).При этом их нисколько не смутило, что последняя (с момента образования в 1993-м) имеет, мягко говоря, не совсем канонический статус.
Из-за этого РПЦ и Вселенский патриархат даже на несколько месяцев разрывали евхаристическое общение друг с другом.В итоге Таллинский суд разрешил добавить в название промосковской церкви "христианская".
МВД же гнуло свою линию: почему бы русскому духовенству попросту не объединиться с проконстантинопольским? Это разом решило бы все проблемы. Но этот вариант ЭХПЦ сразу отвергла.
Пойди она на такой шаг, сразу окажется в расколе.Параллельно правоохранители проводили агитационную работу на местах — ездили по приходам, монастырям и убеждали священников как можно скорее разорвать опасные связи с Россией.
Правда, есть случаи, когда это почти невозможно.Как, например, отмежеваться женскому Свято-Успенскому Пюхтицкому монастырю? Он ставропигиальный — то есть подчиняется напрямую главе РПЦ.
Кроме того, здесь до сих пор помнят о заслугах патриарха Алексия II: в 1970-е, будучи митрополитом Таллинским, он спас обитель от закрытия."Могут возникнуть проблемы"Журналист и публицист Айнар Рууссар указывает, что церковный конфликт уже приобрел широкий общественный резонанс.
Его обсуждают не только в республике, но и в международных структурах. Так, в ходе 58-й сессии Совета по правам человека ООН (февраль—апрель 2025-го) с докладом о нарушении религиозных свобод и дискриминации православных верующих выступил епископ Тартусский Даниил (Леписк).
"Если это перерастет в международную словесную перепалку, могут возникнуть серьезные проблемы", — отмечает Рууссар.В свою очередь, главный редактор одного из ведущих новостных агентств Postimees Прийт Хыбемяги полагает, что история с поправками к закону может нанести удар и по самой власти.
"Президент, можно сказать, загнал себя в угол, и выбраться оттуда будет непросто. <…> Своим решением (о доработке текста закона.
— Прим. ред.
) он невольно позволил увязать себя с поддержкой церкви, находящейся под влиянием патриарха Кирилла", — поясняет журналист.А вот общественный обозреватель Пеэтер Коппель, напротив, считает церковный кризис "деликатной проблемой", которую следует решать "с хирургической точностью, а не топором".
Ведь в республике и так достаточно строгих законов.