"Есть повод усомниться". Где на самом деле родился Иисус Христос
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Сергей Проскурин.
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Сергей Проскурин. Православные готовятся встретить Рождество Христово.
Принято считать, что важнейшее для верующих событие произошло в Вифлееме. Однако у исследователей на этот счет иное мнение.
Точно ли тамВ новогоднюю пору арабский город Вифлеем ненадолго становится европейским — гирлянды, иллюминация, елка на главной площади. Обычно ее устанавливают напротив базилики Рождества.
Именно там уже много столетий проходит главное богослужение.Храм, возведенный в начале IV века, практически не перестраивали.
Одну из величайших христианских святынь так и не решились разрушить многочисленные завоеватели — персы, монголы, турки-османы.Воздвигнуть на том месте церковь распорядилась Елена — мать римского императора Константина Великого.
Но как именно царица определила точное местонахождение пещеры, где родился Христос, история умалчивает.Именно это и вызвало сомнение у некоторых исследователей.
Еще в XIX веке выдвинули альтернативную версию о месте появления на свет Спасителя. Что удивительно, ее косвенно подтверждает само Евангелие.
Сведения разнятсяИз четырех евангелистов только один — Лука — подробно рассказывает о рождении Иисуса. В его благовествовании точно указаны место и время этого события.
"В те дни, — сообщает апостол, — вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею".
Речь идет о консуле Публии Сульпиции Квиринии, который правил Палестиной в начале I столетия. А в шестом году он стал первым наместником римской провинции Сирия, в состав которой вошла и Иудея.
Первое, что сделал новоиспеченный правитель, — провел перепись, чтобы затем собрать налоги."Когда император Август хотел узнать, как велико было число жителей в Римской империи, он приказал произвести личную перепись.
Число всех подчиненных Римской империи доходило до 4 101 017 лиц", — свидетельствуют античные хроники.Римские переписчики фиксировали число жителей каждого двора.
Такая практика сохранилась до наших дней. Однако у Луки приводится иная схема: каждый из граждан должен был отправиться в свой родовой город.
Так, Марии с Иосифом пришлось покинуть Назарет и пройти почти 200 километров на юг. По мнению ряда историков, подобное "переселение народов" вызвало бы коллапс на дорогах.
Отсюда и скепсис насчет места рождения Христа.Кроме того, в более старшем по времени составления Евангелии от Марка о Вифлееме ни слова.
Зато есть намек на то, что Иисус родом из Назарета. А в посланиях апостола Павла, записанных, как полагают исследователи, задолго до евангельских текстов, вообще ничего не говорится о месте рождения Христа.
Явный признакС другой стороны, Вифлеем вскользь упоминает святой Матфей, чье благовествование датируется периодом между Марком и Лукой. О городе в контексте Рождества сообщают и апокрифы — тексты, не вошедшие в библейский канон.
Несколько лет назад мир облетела сенсация: израильский археолог Авирам Ошри заявил, что точное место найдено. Это Вифлеем, но другой.
Первый находится в исторической области Иудея — именно там, по общепринятой версии, появился на свет Иисус. А второй — в Галилее.
"Вифлеем Галилейский, — уточнял ученый, — был очень известен в I веке. Он был совсем рядом с Назаретом".
Именно там археолог раскопал фундамент византийской церкви. Ее пол был богато отделан мозаикой — явный признак значимости храма.
"Как мы знаем из преданий, беременная Мария отправилась с Иосифом на осле. Дорога из Назарета до Вифлеема Галилейского занимает несколько часов.
А до Иудейского — трое суток. К тому же путь был опасным", — поделился своими мыслями Ошри.
Убедительные сведенияПравда, коллеги восприняли теорию в штыки. А Ошри, в свою очередь, обвинял их "в заговоре" и в нежелании похоронить многовековую традицию паломничества в Вифлеем Иудейский.
В действительности же возражения критиков — сугубо научные.Во-первых, найденную Ошри в Галилее церковь построили не ранее середины V столетия.
Это довольно поздно по меркам региона. И уж тем более — поселения, претендующего на особый статус в христианской истории.
Во-вторых, исследователи полагают, что Елена не просто так выбрала место для строительства базилики Рождества. Скорее всего, царица руководствовалась свидетельствами христиан, проживавших в Палестине.
Те из поколения в поколение передавали сведения о наиболее значимых локациях земной жизни Спасителя."Конечно, у нас нет таблички с надписью: "Здесь родился Иисус".
Но есть предание, которое дошло до времен императора Константина Великого. И оно однозначно говорит в пользу Вифлеема Иудейского", — заявляла в беседе с журналистами немецкий археолог Луиза Гольдаммер.
Выходит, исследователи не могут ни подтвердить, ни опровергнуть все имеющиеся версии. В отличие от богословов.
Ведь, согласно вероучению, пришествие в мир Христа предсказали еще ветхозаветные пророки. В их книгах довольно подробно описаны признаки, по которым народ узнает Мессию.
Один из них — он будет потомком царя Давида и родится в его городе. А это — Вифлеем Иудейский.
Таким образом, Мария отправилась туда из Назарета исполнять предначертанное. А христиане поколение за поколением бережно хранили память о великом событии.
Их сведения, дошедшие до Елены, были подробны и убедительны. Так что царица смогла найти точное место и воздвигнуть там храм.