Тела пяти детей нашли в коллекторе: СК нашел зацепку в деле о массовом убийстве 20-летней давности
Следственный комитет начал расследование уголовного дела, связанного с исчезновением и гибелью пятерых школьников из Красноярска, пропавших в апреле 2005 года.
Следственный комитет начал расследование уголовного дела, связанного с исчезновением и гибелью пятерых школьников из Красноярска, пропавших в апреле 2005 года. Через три недели их обгоревшие тела были найдены в коллекторе на заброшенной территории. Первоначально силовики квалифицировали происшествие как несчастный случай.
16 апреля 2005 года в Красноярске по тревоге были подняты все экстренные службы города: пропали пятеро детей в возрасте от десяти до 12 лет. Максим Тауманов, Александр Лавренов, Дмитрий Макаров, Сафар Алиев и Галаш Мамедгасанов учились в одной школе и жили рядом друг с другом.
Как сообщает РИА Новости, отец одного из пропавших, десятиклассника Максима, Евгений Тауманов, рассказал, что в день исчезновения в школе проходил субботник. После его окончания сын попросил разрешения погулять с другом Сашей Лавреновым. Евгений признался, что у него было предчувствие чего-то нехорошего, но, несмотря на это, он отпустил сына.
Дети так и не вернулись домой. Родители сначала пытались найти их самостоятельно, а затем обратились в районный отдел МВД. Евгений Тауманов отметил, что в милиции на их просьбы отреагировали равнодушно, предполагая, что дети просто задержатся и вернутся позже. По его словам, складывалось впечатление, что серьезных усилий для поиска никто не прилагал.
Пропавшие дети происходили из благополучных семей, не состояли на учете, хорошо учились и занимались спортом. В милиции было возбуждено розыскное дело. Как рассказал Евгений Тауманов, оперативники с неохотой опрашивали родных, друзей и учителей детей, в то время как на поиски вышли сотни человек: спасатели, военнослужащие, кинологи, знакомые и просто неравнодушные граждане.
Школа, в которой учились дети, располагалась на окраине города. За ней начиналась железная дорога, а далее шли частные дома и обширный пустырь. Поэтому площадь поиска была достаточно велика. В городе расклеивались листовки с фото ребят. Как это часто бывает в подобных случаях, в милицию поступали многочисленные звонки от людей, утверждавших, что видели похожих детей в разных частях региона, но эти сообщения не подтвердились.
Евгений Тауманов сообщил, что они сами нашли троих свидетелей. Некоторые из них рассказали, что видели, как двоих детей посадили в черную иномарку. Другие утверждали, что в ту же машину подсадили еще троих детей в том же районе. Евгений отметил, что эта информация казалась правдоподобной, так как его сын дружил только с Сашей Лавреновым, а с другими детьми не общался. Однако милиция не придала этому особого значения.
9 мая местный житель, занимавшийся сбором металлолома, обратился в милицию с ужасной новостью: в коллекторе на пустыре были найдены обгоревшие останки нескольких людей. Этот колодец располагался всего в нескольких сотнях метров от школы и домов, где проживали исчезнувшие дети. Ранее этот участок уже проверяли, но никаких следов не обнаружили. На этот раз место было оцеплено и туда не пускали никого, включая родственников пропавших школьников.
Евгений Тауманов отметил, что они требовали провести экспертизу в Москве, но её все-таки провели в Красноярске. Специалисты пришли к выводу, что в коллекторе произошел пожар, вызванный большим скоплением газа, и дети погибли мгновенно, сгорев за несколько секунд. Однако Тауманов по-прежнему не понимал, что дети могли делать в этом коллекторе.
Следователи предположили, что школьники могли играть с метаном или другим взрывоопасным веществом, что и привело к трагическому инциденту. Однако родители не согласились с таким выводом и обратились в СМИ, что привлекло внимание к делу и в Москве. В Красноярск прибыл замгенпрокурора страны Владимир Колесников. Изучив материалы проверки, он заявил, что было совершено убийство. Лишь после этого дело возбудили. Однако экспертизу, которая позволила бы по ДНК определить, кому принадлежат останки, организовать не смогли.
Следователи рассматривали различные версии происшествия, включая действия преступной группы педофилов, сексуального маньяка и даже ритуальное убийство. Останки были направлены на экспертизу в Москву, где выводы местных специалистов были поставлены под сомнение, а затем материалы отправили в Великобританию для дополнительного анализа.
Однако родным погибших не сообщили никаких результатов. В сентябре 2006 года в знак протеста они установили палаточный лагерь возле коллекторного канала и начали голодовку, требуя предоставить информацию о проведённой экспертизе ДНК и вернуть останки для захоронения. Требования были в конечном итоге выполнены.
Отец Максима, одного из погибших, сообщил, что им вручили шесть мешков с останками. Пять из них были подписаны, а шестой — нет. Семьи рассыпали содержимое неподписанных пакетов в остальные и похоронили всех вместе. Спустя год следователи окончательно пришли к выводу, что это был несчастный случай, закрыв уголовное дело. Один из следователей, Сергей Николаевич, на встрече с родителями пообещал, что он всё равно добьётся истины, но через несколько месяцев погиб в автомобильной аварии.
Близкие погибших детей в несчастный случай верить отказываются. Кто-то и вовсе считает, что в коллекторе найдены чужие тела, не имеющие отношения к пропавшим подросткам.
Некоторые родители, включая Тауманова, пытались самостоятельно расследовать происшествие с помощью журналистов. Несколько лет назад их вызвали в Следственный комитет и сообщили, что появились новые обстоятельства, из-за которых уголовное дело возобновляется. Однако, какие именно обстоятельства привели к этому решению, в ведомстве не уточнили.
Тауманов уверен, что, если бы милиция в самом начале не проигнорировала информацию о подозрительной черной иномарке и сразу занялась расследованием, преступников можно было бы найти. По его словам, он не сомневается, что дети были убиты в другом месте, а их тела сожжены и выброшены в коллектор. Однако, по мнению Тауманова, тогда кто-то явно не хотел заниматься этим делом.
В настоящее время расследование ведет центральный аппарат Следственного комитета, но подробности по делу не раскрываются. Родители погибших не теряют надежды раскрыть все обстоятельства трагедии, пишет РИА Новости.