• Новости
  • Происшествия
  • Разгадана тайна знаменитой пропавшей экспедиции. Как 129 человек застряли во льдах, обезумели и съели друг друга?
Кадр: сериал «Террор» Кадр: сериал «Террор»

Разгадана тайна знаменитой пропавшей экспедиции. Как 129 человек застряли во льдах, обезумели и съели друг друга?

Съеденным капитаном пропавшей экспедиции Франклина оказался Джеймс Фицджеймс

">В конце сентября канадским ученым при помощи методов исследования ДНК-генеалогии удалось идентифицировать останки одного из руководителей печально знаменитой экспедиции Франклина. Она пропала во время поисков арктического Северо-Западного прохода в середине XIX века. Исследователи установили, что среди 400 костей, найденных на острове Кинг-Уильям, были останки капитана судна «Эребус». Более того, выяснилось, что его съели остававшиеся в живых собратья по несчастью. «Лента.ру» рассказывает историю пропавшей экспедиции и капитана Джеймса Фицджеймса, ставшего ее первым доподлинно опознанным участником.

Экспедиция Франклина должна была стать триумфом британского флота

К середине XIX века на карте Земли оставалось уже не так много белых пятен и неизведанных маршрутов, но тем ценнее становилось каждое новое открытие. Империи жили и процветали благодаря торговле, поэтому поиск новых, более удобных морских путей был вопросом жизни и смерти.

Самой главной задачей на тот момент было найти способ быстрее попасть из Атлантического океана в Тихий, и обратно. В поисках способа срезать через арктические воды Российская империя активно исследовала свои северные территории, что не могло не раздражать владычицу морей — Британию. Экспедиция Франклина, которая позже войдет в учебники истории, была далеко не первой попыткой британцев найти Северо-Западный проход. Однако на редкость амбициозной.

Главным инициатором экспедиции был сэр Джон Барроу — второй секретарь Адмиралтейства, фактически главный администратор всего британского флота. Это был его последний проект после 41 года службы, а также вопрос чести: уступить русским было никак нельзя. До этого он отправлял в северные моря не одну экспедицию: они внесли серьезный вклад в исследования региона, но так и не достигли главной цели.

Будет унизительно, если держава, лишь вчера ставшая морской, в XIX веке завершит дело, столь удачно начатое англичанами в XVI веке

сэр Джон Барроу ()

Корабли «Эребус» и «Террор»

Фото: Getty Images

Молодой капитан Джеймс Фицджеймс мог стать руководителем экспедиции, но его кандидатуру не одобрили

Биография капитана Джеймса Фицджеймса — пока что единственного доподлинно опознанного участника экспедиции — похожа на классический викторианский роман. Он родился в 1813 году в Лондоне от случайной связи дипломата-неудачника Джеймса Гамбье с неизвестной женщиной. При крещении в 1815 году родителями указали вымышленных Джеймса Фицджеймса и Анну Фицджеймс.

Мальчика отдали на усыновление преподобному Роберту Конингему и его жене Луизе Каппер — известной в те годы поэтессе и философу. Гамбье о своем незаконном родственнике явно не забывали. В 1825 году 12-летний Фицджеймс поступил волонтером второго класса на фрегат «Пирамус», которым командовал его троюродный брат. Мальчика приняли на корабль не просто юнгой, а взялись воспитывать из него офицера. Получить такую возможность «рядовому» незаконнорожденному в ту эпоху было просто невозможно, особенно учитывая, что Конингемы не имели никаких связей с флотом. А вот Гамбье — знаменитая династия, из которой вышло множество прославленных морских офицеров и даже адмиралов.

Хотя его родственник уже через год ушел в отставку, юный Фицджеймс остался на «Пирамусе» при новом капитане и участвовал в дипломатической миссии в США и Центральной Америке. Затем, меняя корабли и начальство, постепенно продвигался во флотской иерархии. Фицджеймс принимал участие во Второй турецко-египетской войне 1839-1841 годов в качестве лейтенанта-артиллериста на линейном корабле «Ганг» (Британия тогда выступала на стороне Османской империи), а потом прославился во время Первой опиумной войны 1840-1842 годов в Китае.

Тогда же, находясь в Сингапуре, он познакомился с сыном сэра Джона Барроу — Джорджем. Знакомство это произошло при странных обстоятельствах. Барроу-младший оказался в центре некоего скандала, из которого ему помог выпутаться Фицджеймс. С тех пор семейство второго секретаря Адмиралтейства всецело поддерживало молодого офицера. Вскоре он получил ранг коммандера и стал капитаном шлюпа «Клио»

Когда в 1845 году Джон Барроу начал готовить свою грандиозную экспедицию, он выдвинул кандидатуру Фицджеймса на роль руководителя. Но для такого серьезного предприятия капитана сочли слишком молодым — ему было всего 32 года. Да и в Арктике он никогда не бывал.

В итоге руководство было отдано 59-летнему Джону Франклину, куда более опытному в полярных путешествиях. Впрочем, и Франклина выбрали только потому, что от экспедиции отказались знаменитые капитаны — Уильям Парри и Джеймс Кларк Росс. Первый просто устал от походов, а второй клятвенно пообещал жене никогда больше не исследовать Арктику.

Джеймс Фицджеймс перед отправлением экспедиции Франклина, 1845 год

Джеймс Фицджеймс перед отправлением экспедиции Франклина, 1845 год

Фото: Richard Beard / Polar Museum Blog – Scott Polar Research Institute, University of Cambridge

Это было большой потерей для сэра Барроу: мало кто обладал таким же опытом, как Росс. Он открыл Северный магнитный полюс Земли, а в 1839-1843 годах возглавлял знаменитую Британскую арктическую экспедицию, которая сделала множество научных открытий. Кораблями этой экспедиции были «Эребус» и «Террор».

Экспедиция Франклина была хорошо оснащена

Амбициозный сэр Барроу сделал все, чтобы его экспедицию оснастили по последнему слову техники: бывшие бомбардирские корабли «Эребус» и «Террор» после похода Росса были уже подготовлены к Арктике. Подобные военные суда и так строили очень прочными, чтобы они выдерживали отдачу залпов собственных мортир, однако их также дополнительно укрепили для плавания среди льдов. Кроме того, на них были установлены паровые машины. Они позволяли развить совсем небольшую скорость, но благодаря им на кораблях было отопление.

Кроме того, на судах перед походом установили уникальные для своего времени системы опреснения и дистилляции воды. Запасы провизии брали на три года. Это были десятки тонн галет, солонины, муки, мясных и овощных консервов. Для борьбы с цингой на кораблях имелось четыре тонны лимонного сока. Были там и библиотеки, которые насчитывали более тысячи книг. Одним словом, путешествие должно было походить чуть ли не на круиз.


Может быть интересно