• Новости
  • Происшествия
  • «Отказ техники»: заслуженный пилот РФ рассказал, что могло стать причиной крушения санитарного Ми-2 в Кировской области
Фото: Кадр из видео Фото: Кадр из видео

«Отказ техники»: заслуженный пилот РФ рассказал, что могло стать причиной крушения санитарного Ми-2 в Кировской области

— Скорее всего, произошел отказ техники, — говорит Вадим Базыкин.

— Скорее всего, произошел отказ техники, — говорит Вадим Базыкин. — Потому что это очень старенькая техника (Ми-2 был одним из основных вертолетов в производстве в 70-е, 80-е годы). Если бы там был Ми-8, я бы сказал, что техника не отказывает. Но у «двойки», Ми-2, к сожалению, есть еще «детские болезни», это техника отказывает.

— Один из свидетелей поделился, что вертолет еще в Даровском заходил на посадку как-то странно, то одним боком, то другим. Раньше, по словам мужчины, он так не садился.

— Могла быть потеря управления, либо нарушение трансмиссии. Когда отказывает управление рулевым винтом, вертолет стремится вращаться. Тогда он боком, как парусом, стремится удержаться.

Вертолетом управлял опытный пилот Валентин Комлев, генеральный директор авиакомпании «ВяткаАвиа».

Коллеги называют его суперпрофессионалом, настоящим лидером. Отмечают его страсть к авиации и преданность службе.  

— В свое время Валентин закончил Омское летно-техническое училище, — рассказывает его коллега. — В 75-м году он пришел работать в аэропорт Победилово в Кирове. 10 лет, с 1999-го по 2009 год, стоял «у руля» Кировского авиапредприятия. Много сил и энергии вложил в развитие аэропорта в столь непростое для авиации время. Потом возглавил авиакомпанию «ВяткаАавиа». Продолжал летать и с пожарными, и со спасателями. Нередко они оказывались в очаге лесных пожаров. А потом уже началась веха санавиации.  

В одном из интервью Валентин Комлев рассказывал, что врачей кировской санавиации ждали как богов. Делился, что иной раз думал, что больной не выживет, не дотянет до Кирова, до областной клинической больницы. Но мысли эти отгонял. Считал, дело сидящего за штурвалом — быстрее долететь.

Как говорят коллеги, «Егорычу» приходилось приземляться буквально на пятачок, там, где посуше да потверже. Нередко, при отсутствии дорог, или когда их размыло, он вместе с медиками тащил на себе больных. И не один километр.

Во время эпидемии коронавируса пилоты, как и медики, находились в зоне риска. И придумали немудреное средство защиты: отгородили основной салон в вертолете плотной пленкой. Работали на износ, без лишних слов.

— Валентину в тот период приходилось делать по несколько рейсов в день, — рассказывает его коллега. — При этом он большое внимание уделял безопасности полетов. Был еще и замечательным человеком. Очень искренним, честным и порядочным. Всегда был в движении, в хорошем настроении. Мы все заряжались от него энергией.

Вместе с Валентином Комлевым трагически погибла бригада медиков: анестезиолог-реаниматолог Александр Гыска и фельдшеры Татьяна Гмызина и Сергей Широких.

— С Татьяной и Сергеем я работал лет 30, — говорит врач анестезиолог-реаниматолог авиа-медицинской бригады отделения санитарной авиации Кировской областной клинической больницы Валерий Савинов. — Лучших напарников в бригаде и пожелать нельзя. Оба — профессионалы своего дела, очень позитивные, сильные духом. Одно удовольствие было отрабатывать с ними самые сложные вызовы. Оба — «душа компании», легкие на подъем. Саша Гыска — молодой врач, но уверенный в профессии специалист, пытливый, работоспособный, хороший товарищ и надежный коллега. 

Как говорит доктор Валерий Савинов, пилот Валентин Егорович Комлев был легендой кировской авиации, мастером в своей профессии.

— Очень тактичный, доброжелательный. С ним всегда чувствовали себя в полете очень уверенно. Гибель этих людей не только профессиональная потеря, а для многих — это еще и большая личная потеря.

— Как медики приходят работать в санавиацию?  

— В санавиацию отбирают опытный медперсонал, который не испытывает страха перед полетом.

Фельдшер Андрей Заболотников говорит, что это личная трагедия для всей его семьи.   

— С Татьяной Гмызиной и Сергеем Широких мы вместе работали более 20 лет, — говорит Андрей Заболотников. — Вместе стояли у истоков создания реанимационной бригады. Это опытнейшие специалисты, открытые, душевные люди. У Татьяны дочь пошла по ее стопам. Работает сейчас участковым терапевтом в Советской центральной районной больнице. Сергей воспитал сына, не прошло и полгода, как он стал дедом. У него родился внук. Мы еще шутили и спорили между собой, кто первый из нас станет дедом. Сергей всех нас опередил, хоть и был моложе нас всех.

Как говорит Андрей Заболотников, и Сергей, и Татьяна были специалистами высокой квалификации.  

— У них было несколько сопутствующих специализаций по кардиологии, по реанимации. И, что самое главное, оба были очень человечными. Очень добрыми, чужую боль воспринимали как свою. Татьяна вообще не терпела никакой несправедливости, нечестности. Была очень светлым человеком, как и Сергей. Они очень многим спасли жизни.

А работа у медиков была очень напряженная. Они дежурили в круглосуточном режиме. Когда требовалась помощь, вылетали в течение получаса.  

Люди в отдаленных поселках воспринимали санитарный вертолет как чудо. Знали, что теперь человек, находящийся в критическом состоянии, выживет. Борт был оборудован медицинским модулем, где было все необходимое, в том числе ИВЛ.

Благодарны больные и анестезиологу-реаниматологу Александру Гыске. Они отмечали его терпение, способность успокоить и все подробно разъяснить. «Его доброе сердце и внимание к деталям, в которых проявилась его врачебная забота, оставили в моей памяти незабываемый след», — отмечает один из пациентов. «Александр Андреевич — не только отличный анестезиолог и профессионал своего дела, но еще и приятный человек. У него отличное чувство юмора», — делится еще одна больная.

26 октября погибли лучший пилот и лучшие медики санавиации.


Может быть интересно