• Новости
  • Политика
  • Звезда и смерть Хасана Насраллы: у Москвы имеется свой счет к «Хезболле»
Фото: ru.wikipedia.org Фото: ru.wikipedia.org

Звезда и смерть Хасана Насраллы: у Москвы имеется свой счет к «Хезболле»

Как и тогда, в далеком 1992-м, так и сейчас все то же: война, взрывы, жертвы.

Как и тогда, в далеком 1992-м, так и сейчас все то же: война, взрывы, жертвы... Впрочем, ответственность за это, справедливости ради, лежит в немалой степени на самом покойном: он вовсе не пытался здесь что-то изменить. Война - с Израилем и его союзниками - была смыслом его жизни. Биографии Насраллы за пределами этой войны, по сути, не существует: родился, учился, воевал - вот, в общем-то, и весь жизненный путь.

Звездным часом Насраллы можно считать май 2000 года, когда «Хезболле» после многолетних военных столкновений удалось добиться вывода израильских войск из так называемой зоны безопасности в Южном Ливане и разгромить подконтрольную Израилю Армию Южного Ливана. Но после этого никаких значительных «звезд» больше не было.

В общем, назвать Хасана Насраллу невинной жертвой израильской военщины не повернется язык, пожалуй, даже у тех, кто его сегодня оплакивает горькими слезами. На войне - как на войне.

«У конфликта в этом регионе нет иного решения, кроме как с исчезновением Израиля», - говорил Насралла. А вот другое его высказывание на ту же тему: «Я против любого примирения с Израилем. Я даже не признаю существования государства, которое называется «Израиль». Я считаю его присутствие несправедливым и незаконным... «Хезболла» в принципе отказывается от любого примирения с Израилем».

И дела лидера «Хезболлы» не расходились со словами: с момента своего основания (1982 год), «партия Аллаха» атакует Израиль практически непрерывно. Собственно, сам устав организации назвал ее конечной целью уничтожение еврейского государства и «освобождение» Иерусалима. Остановки-перемирия на этом пути если случались, то лишь для передышки и пополнения арсеналов и/или обмена пленными.

Причем к своей цели «партия Аллаха», двигалась, мягко говоря, не только конвенциональными средствами: список терактов, осуществленных боевиками «Хезболлы», огромен. Нападения на посольства, взрывы «адских машин», угоны пассажирских самолетов, захваты и убийства заложников... В общем, все было в ее террористическом ассортименте.

Во многих странах - в США, Канаде, Нидерландах, Великобритании, Австрии, Германии, Литве, Словении, Сербии, Эстонии, Чехии, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии, Бахрейне, ОАЭ, Парагвае, Колумбии, Гондурас, Гватемале - "Хезболла" признана террористической организацией. Европейский союз считает таковой ее боевое крыло. А, например, Саудовская Аравия включила в свой черный список террористов самого Насраллу и его заместителя Наима Касима.

Ни СССР, ни затем Россия никогда «хезболлистов» террористами не считали. «Наш подход определяется тем, что «Хезболла» является одновременно политической партией и отрядом сопротивления израильской оккупации, - разъяснял, к примеру, отношение Москвы к этой организации российский посол в Ливане Александр Засыпкин. - В последние годы при сохранении противостояния с Израилем «Хезболла» вышла на войну с терроризмом в Сирии... На сирийском фронте мы вместе воюем с одним общим врагом. Наряду с этим следует отметить, что внутри Ливана «Хезболла» играет важную стабилизирующую роль, выступает за сотрудничество основных партий в парламенте и правительстве».

Но определенный неоплаченный счетец к «Хезболле» есть и у нас. В сентябре 1985 года боевики «Хезболлы» взяли в Бейруте в заложники четырех советских граждан: двух сотрудников советской дипломатической миссии (секретаря консульства Аркадия Каткова и врача посольства Николая Свирского) и двух офицеров резидентуры КГБ в Ливане (Олега Спирина и Валерия Мырикова). Один из заложников, Аркадий Катков, был убит.

Операцией руководил небезызвестный Имад Мугния по прозвищу «Гиена» - один из отцов-основателей «Хезболлы», начальник разведки организации и, по сути, второе лицо в ней в то время. По имеющейся информации, «Гиена» не только отдал приказ о расстреле Каткова, но и лично стрелял в него. Остальных заложников удалось вызволить. Но не в результате спецоперации: советское руководство выполнило требования террористов - надавить на Сирию и заставить ее президента (тогда это был Хафез Асад) приостановить операцию против палестинцев и «хезболлистов» на севере Ливана.

Никакой публичной критики «Хезболлы» со стороны Москвы не было, однако, даже тогда. Впрочем, некоторые признаки недовольства в официальных документах все-таки можно обнаружить.

«В Ливане члены «Хезболла» в нарушение «Голубой линии» атаковали Израиль с территории Ливана, убили и захватили израильских военнослужащих, перечеркнув положительные тенденции, наметившиеся после вывода сирийских войск, - гласило итоговое заявление участников петербургского саммита «Большой восьмерки» (июль 2006 года), подписанное в том числе и Россией. - Нельзя допустить того, чтобы эти экстремистские элементы и те, кто их поддерживает, ввергли Ближний Восток в хаос и спровоцировали более широкий конфликт. Экстремисты должны немедленно прекратить свои нападения».

Понятно, что Израиль воевал и продолжает воевать тоже далеко не в белых перчатках. Вполне можно согласиться с заявлением МИД РФ в связи с гибелью Насраллы, где его смерть названа совершенным Израилем «очередным политическим убийством». Вполне обоснован и содержащийся в заявлении прогноз: «данная силовая акция чревата еще большими драматическими последствиями для Ливана и всего Ближнего Востока», это «практически неизбежно спровоцирует новый всплеск насилия».

Однако этот раунд «вечной войны», как ни крути, все-таки за Израилем, а не за «Хезболлой». Насралла потерпел неудачу и как политик, и как военный руководитель: не добился ни мира, ни победы. Правда, как утверждают его соратники, добился райских кущ. Но на этот счет тоже нет единого мнения.


Может быть интересно