Живут по отдельности: оценена возможность развода короля Карла с Камиллой
Глянцевую картинку, впрочем, несколько портят гуляющие уже некоторое время слухи о разрыве между британским монархом и его второй женой.
Глянцевую картинку, впрочем, несколько портят гуляющие уже некоторое время слухи о разрыве между британским монархом и его второй женой.
***
Не успел король Карл III воссоединиться со своим блудным сыном принцем Гарри, прилетевшим из Калифорнии на историческую родину, как поползли слухи о его проблемах в отношениях с собственной женой – королевой Камиллой.
На прошлой неделе источник сообщил изданию Radar Online, что Чарльз и Камилла, поженившиеся в 2005 году, фактически расстались, поскольку эти двое ведут “в основном раздельный образ жизни”, сохраняя при этом внешнюю видимость нормальной ситуации – приличия ради (а может быть, в первую очередь – ради сохранения самого института монархии в Великобритании!). “На публике они выступают единым фронтом, особенно потому, что Чарльз болен, но за кулисами картина совсем иная”, – утверждает источник.
В то время как Камилла присоединилась на нескольких публичных мероприятиях к Карлу, у которого в 2024 году была диагностирована нераскрытая форма рака, источник утверждал, что пара проводит большую часть своего личного времени порознь: Камилла живет в своем доме в Рэй-Милл-хаусе в Уилтшире, в то время как монарх проживает в Кларенс-хаусе.
“Они разведены во всем, кроме названия, – уверяет инсайдер. – На данном этапе это брак, основанный на внешности и связях с общественностью".
Камилла приобрела Рэй-хаус за 1,2 миллиона долларов в 1994 году, после развода со своим бывшим мужем Эндрю Паркером Боулзом, которого она бросила ради Чарльза (в то время – наследного принца). Переехав в Кларенс-хаус в 2005 году, она всегда сохраняла свой дом в Уилтшире, в котором есть бассейн, обширные сады и который часто используется в качестве места проживания для ее детей и внуков. Источник Radar Online также описал это поместье как “мир, удаленный от давления короны”.
“Для Камиллы Рэй-Милл – это гораздо больше, чем просто дом, – говорится в информации. – Здесь она чувствует себя свободной от требований королевской жизни. Она всегда держалась за него, потому что он символизирует ее независимость, и это чувство свободы только усилилось по мере того, как продолжался ее брак с Чарльзом”.
Источник также утверждает, что Чарльз рассматривает свою резиденцию в Хайгроуве в Глостершире как свое собственное поместье вдали от королевской жизни. “С самого начала они согласились, что каждому из них нужно уединяться, – продолжает инсайдер. – Сначала это помогало поддерживать баланс в браке, но теперь это уже не похоже на взаимное решение, а скорее на доказательство того, насколько раздельными стали их жизни”.
Далее источник добавил, что, хотя у Чарльза и Камиллы, возможно, и не вполне традиционный брак, Камилла по-прежнему поддерживает своего мужа, несмотря на его проблемы со здоровьем. “Они по-своему преданы друг другу, но это не тот брак, который одобрило бы большинство людей, – сказал инсайдер. – Чарльз поглощен своим здоровьем и обязанностями, в то время как Камилла уделяет больше времени работе в Рэй Милл. На данный момент их связывает корона, а не сами отношения”.
***
Британская монархия сейчас переживает непростые, чтобы не сказать критические времена. Онкологические заболевания у короля Карла и жены наследного принца Кейт, громкий разрыв королевского дома с «запасным принцем» Гарри и Меган Маркл, вовлеченность младшего брата короля – принца Эндрю – в сексуальный скандал с участием несовершеннолетних в рамках громкого дела Джеффри Эпштейна – это только несколько самых громких проблем.
И очень сомнительно, что на таком фоне столь пекущаяся о своей репутации королевская семья пошла бы на то, чтобы придать слухам о расставании больного короля с его супругой какое-то оформление, не говоря уж о юридическом разводе (тем более что и у короля, и у его нынешней жены уже имеются за плечами разводы).
Как отмечает издание The Royal Observer, в британских королевских кругах развод был запрещен на протяжении веков. Как верховный глава англиканской церкви монарх считается защитником веры, и эта вера запрещала повторный брак после развода, если бывший супруг был еще жив. Но по мере модернизации монархии развивалась и церковь: в 2002 году был издан указ, согласно которому разведенные могли вступать в повторный брак в храме – изменение, которое позволило тогдашнему кронпринцу Чарльзу и королеве Камилле обвенчаться в 2005 году, а позже принцу Гарри – обвенчаться с разведенной Меган Маркл в часовне Святого Георгия в 2018 году.
И тем не менее достаточно вспомнить, какой негативный эффект оказала история развода с Чарльза с принцессой Дианой. В конце 1992 года тогдашний наследный принц и леди Ди отправились в мировое турне, после чего было объявлено об их расставании и разводе.
Поначалу поездка Чарльза и Дианы по разным странам была направлена на то, чтобы убедить мир в том, что их брак все еще цел. Но за тщательно подобранными фотосессиями и улыбками на публике были до боли очевидны трещины в их отношениях. Вместо того чтобы возродить их связь, турне только выявило их глубокое несчастье. Как сообщает The Express, один репортер, освещавший этот визит в то время, прямо сказал об этом: “Когда они спускались по трапу самолета, между ними возникла ненависть”.
С того момента, как Чарльз и принцесса Диана прибыли в Сеул, всему миру стало очевидно, что их отношения находятся на грани срыва. Во время этой поездки они были запечатлены на серии ставших печально известными фотографий, на которых они выглядели несчастными и отстраненными. Среди них был особенно показательный снимок, на котором они запечатлены на президентском банкете в Голубом доме в южнокорейской столице. На фотографии Чарльз смотрит в камеру, в то время как Диана, не улыбаясь, поворачивается спиной к мужу и смотрит вдаль.
Эти фотографии назвали символом распадающегося королевского брака, констатирует Royal Insider.
Поездка, которая была задумана как тщательно спланированная пиар-кампания, быстро провалилась. Королевские помощники начали тихо признаваться, что за стенами дворца не все в порядке. Во время одиночной поездки Чарльза на верфь во время тура его тогдашний заместитель личного секретаря Питер Уэстберкот потихоньку признался журналистам: “Мы знаем, что у них не все в порядке. Но мы делаем для них все, что в наших силах”.
К тому времени, когда они сели в самолет, направлявшийся домой, всякая надежда на примирение королевской семьи была разрушена.
Менее чем через месяц, после закрытой встречи в Кенсингтонском дворце, Чарльз и Диана согласились расстаться. Официально об этом стало известно 9 декабря 1992 года, когда тогдашний премьер-министр Великобритании Джон Мейджор зачитал соответствующее заявление в парламенте.
Официально развод пары был завершен 28 августа 1996 года. По словам королевского биографа Ингрид Сьюард, в тот день принц и принцесса Уэльские “сели вместе на диван и оба заплакали”.
По словам королевского эксперта Ричарда Фицуильямса, хотя для многих это могло показаться неожиданным, похоже, как только Чарльз и Диана смирились с тем, что их браку пришел конец, они оба испытали естественное чувство грусти: «Но было также много взаимного истощения после стольких лет борьбы за свои отношения на публике, что, возможно, и стало причиной этого эмоционального момента».
“У них была своя жизнь, и они должны были заботиться о своих детях, – добавил королевский комментатор. – Их брак с самого начала был катастрофой, но, несмотря на горечь между ними, они оба были очень хорошими родителями для принцев Уильяма и Гарри”.
Как известно, всего через 368 дней после оформления их развода Диана трагически погибла в автокатастрофе в Париже 31 августа 1997 года.
А разведенный Чарльз, получив свободу жениться на своей давней любви, обвенчался с Камиллой на гражданской церемонии в Виндзорской ратуше 9 апреля 2005 года. Его родители на мероприятии не присутствовали...
***
Но попробуем рассмотреть слухи о фактическом расставании Чарльза и Камиллы сквозь призму истории развода принца Уэльского с Дианой Спенсер.
Где-то через пять лет после вступления в брак несовместимость супругов и разница в возрасте стали очевидным – а потом пошло-поехало: в 1986 году у Дианы завязались отношения с Джеймсом Хьюиттом, бывшим семейным инструктором по верховой езде, а Чарльз в том же году возобновил отношения со своей бывшей любовницей Камиллой Паркер Боулз. К 1987 году в браке уже невооруженным глазом стали заметны трещины, и пресса сообщала о несчастии пары и холодном отношении супругов друг к другу.
Королева Елизавета II и принц Филипп организовали встречу Чарльза и Дианы и безуспешно пытались добиться примирения. Филипп писал Диане, выражая свое разочарование внебрачными связями как ее, так и Чарльза. Но примирить парочку так и не вышло. Ситуация продолжала развиваться неостановимо.
В ноябре 1995 года на Би-би-си вышло печально знаменитое интервью, которое журналист Мартин Башир взял у Дианы. Леди Ди рассказала об отношениях Чарльза с Камиллой Паркер Боулз: "Ну, в этом браке нас было трое, так что было немного тесно". Откровения принцессы Уэльской имели бомбический эффект.
Позже выяснилось, что Башир использовал поддельные документы, чтобы завоевать доверие Дианы и добиться интервью.
Как бы то ни было, скандальное интервью оказалось переломным моментом. 20 декабря Букингемский дворец объявил, что королева направила письма Чарльзу и Диане, в которых советовала им развестись. Решение королевы было поддержано премьер-министром Джоном Мейджором и старшими тайными советниками, и, по данным прессы, было принято после двухнедельных переговоров. Вскоре после этого Чарльз официально согласился на развод в письменном заявлении. В феврале 1996 года Диана объявила о своем согласии после переговоров с Чарльзом и представителями королевы, вызвав раздражение Букингемского дворца, опубликовав собственное объявление о соглашении о разводе и его условиях.
В июле 1996 года супруги согласовали условия развода.Решение о расторжении брака было принято 15 июля 1996 года, и развод был оформлен 28 августа 1996 года.
Пара разделила опеку над своими детьми. Диана получила единовременную компенсацию в размере 17 миллионов фунтов стерлингов (эквивалент 40 миллионов фунтов стерлингов в 2023 году), а также 400 000 фунтов стерлингов в год. Пара подписала соглашение о конфиденциальности, которое запрещало им обсуждать детали развода или их супружеской жизни.
Диана потеряла титул "Ее королевское высочество" и вместо этого стала называться Дианой, принцессой Уэльской. Королева Елизавета II, как сообщается, хотела, чтобы Диана продолжала использовать титул "королевское высочество" после развода, но Чарльз настоял на его отмене.
Так вот – в те времена развод при всем его скандальном характере имел основания. Диана была женщина молодая (всего 35 лет), да и Чарльз, хоть ему на тот момент было 48 лет, был мужчина хоть куда. Тем более что у наследного принца был давний роман с Камиллой Паркер Боулз, которая в 1995 году тоже развелась со своим супругом.
Сегодня речь идет (если действительно идет) о расставании короля и королевы. Которым соответственно 76 и 78 лет. Один из которых (Карл III) борется с раком. То, что им комфортнее жить подальше друг от друга, – дело личное и вполне объяснимое. А вот развод стал бы не просто скандалом, а приговором всему архаичному институту британской монархии. И это при том, что в истории такие случаи были. Но одно дело, когда разводятся принцы и принцессы (а помимо Чарльза и Дианы развелась королевская принцесса Анна с капитаном Марком Филлипсом в 1992 году, а принц Эндрю расстался с Сарой Фергюссон), и совсем иное – если разводится монарх с королевой в условиях, когда сама монархия находится в глубоком кризиса.
В комментариях для «МК» эксперт по Англии, лингвист Светлана Фирсова оценила готовность представителей королевской семьи Великобритании идти на юридическое оформление своего развода, даже если между ними произошел разрыв, когда они практически живут раздельно как минимальный.
«Развод для британской королевской семьи это серьёзное испытание, так как это сильный удар по репутации монархии, особенно если речь идёт о короле или прямом наследнике трона. Для многих развод в королевской семье символизируют кризис традиций, хотя юридически он ничего не меняет», — поясняет специалист. По её словам, возможность официального развода Карла III и Камиллы крайне маловероятна и скорее всего это очередной слух.
«Оба уже пережили довольно болезненные и скандальные бракоразводные процессы, поэтому, скорее всего, королевская чета постарается избежать подобного исхода, чтобы сохранить доверие к монархии, которое было сильно подорвано в связи с кончиной Елизаветы II в 2022 году и многочисленными скандалами, поглотившими королевскую семью в последние годы», — заключает Фирсова.