Зеленский отступает на запасные позиции: Киев тестирует новый способ обмануть Кремль
Еще недавно премьер-министр Венгрии Виктор Орбан был «гадким утенком» Европейского союза.
Еще недавно премьер-министр Венгрии Виктор Орбан был «гадким утенком» Европейского союза. И вот вам пожалуйста — в «лебедя дивной красоты» политик из Будапешта, возможно, так и не превратился, зато теперь он «тайный советник Его Величества» - ближайший зарубежный конфидент будущего шефа Белого дома Дональда Трампа. Как сообщают СМИ в Венгрии, Трамп после избрания несколько раз созванивался с Орбаном и обсуждал с ним перспективы урегулирования на Украине. Очень возможно, что в ближайшем будущем венгерский премьер возобновит свою «челночную дипломатию» - снова нанесет визиты в Киев и Москву. Это хорошая новость. Орбан — один из тех редких западных политиков, кто не считает нужным декларировать на публике «правильную идеологическую позицию», а высказывается в духе политики реализма.
Менее хорошая — именно менее хорошая, а не однозначно плохая - новость состоит в том, что Зеленский тоже готовится к «большим торгам». И делает он это, как принято в Киеве, с прицелом на то, чтобы словчить. Зеленский, наконец, признал очевидное: у Украины не хватает сил и ресурсов для того, чтобы «победить Россию» и «вернуть территории» силовым путем. Первое лицо киевского режима выражает готовность делать ставку на дипломатию. А «дипломатия» в понимании официального Киева — это, как известно, разводки и подставы. Смысл очередной комбинации Зеленского в том, чтобы убедить Москву согласиться с идеей прекращения боевых действий с последующим вступлением Украины в состав НАТО с условием, что к Киеву не будет применяться пресловутая пятая статья устава альянса о коллективной самообороне.
Звучит как нечто совершенно безумное — или, если использовать более специфическую формулировку, как «страстная ночь любви с кастратом». Устав НАТО состоит всего из четырнадцати пунктов. И ключевым из них является именно пятый. Если выражаться совсем грубо, то без пятой статьи нет НАТО — альянс превращается в нечто совершенно амебное и бессмысленное. Но при всей их внешней несуразности действия Зеленского бессмысленными и амебными не назовешь. Киевский начальник хочет выступить в роли того самого «колобка», который ушел и от дедушки, и от бабушки, и от зайца с волком. Идея Зеленского сформулирована нарочито расплывчато. Но ее смысл заключается в том, чтобы накрыть «зонтиком» НАТО ту часть территории Украины, которая по-прежнему находится под контролем официального Киева. При этом от претензий на новые территории России киевский глава не отказывается. Он лишь «милостиво» соглашается на то, чтобы на эти территории пятая статья устава НАТО не распространялась. По мысли Зеленского, это должно успокоить те страны западного мира, которые не желают втягиваться в прямой вооруженный конфликт с Россией.
Такая постановка вопроса никак не совмещается с ключевым требованием Москвы — о нейтральном статусе Украины. Но было бы очень странным, если бы Киев вступал в процесс больших торгов, выдвинув условия, которые являются полностью приемлемыми для России. Мы имеем дело со стартовой или, если выразиться несколько по-другому, запросной позицией официального Киева. Финальная переговорная позиция Зеленского может быть совсем другой. В дипломатии высокого уровня действуют те же самые законы, что и при обсуждении с потенциальным работодателем размеров своей будущей зарплаты — проси много, но держи в уме возможность опуститься до того уровня, который ты считаешь приемлемым.
До какого именно уровня готов опускаться Зеленский — мы не знаем. И сам Зеленский, возможно, тоже пока не знает. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств, которые сейчас очень сложно просчитать. На данным этапе мы знаем лишь то, Трамп и Путин настроены на конструктивный разговор друг с другом. Президент РФ об избранном президенте США в ходе своего недавнего визита в Казахстан: «Я думаю, что он человек умный и уже, надеюсь, осторожный... Мы готовы к диалогу с Соединенными Штатами, в том числе и с будущей администрацией». Подозреваю, что слова «в том числе» появились в этой фразе исключительно из соображений дипломатического политеса. Кроме «будущей администрации» Москве просто не с кем разговаривать в Вашингтоне. Другое дело, что успех этого будущего диалога пока отнюдь не гарантирован. Напомню, что, выражая свое «личное мнение», Валентина Матвиенко спрогнозировала лишь «попытку начать переговоры», а не их обязательный успех.