Утечка секретных документов обрушила политическую бурю на лидера воюющей страны
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху оказался в центре новой политической бури, связанной со сделкой насчет заложников в ходе войны в Газе, после ареста нескольких человек в связи с предполагаемой утечкой секретных документов из его офиса, пишет The Guardian.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху оказался в центре новой политической бури, связанной со сделкой насчет заложников в ходе войны в Газе, после ареста нескольких человек в связи с предполагаемой утечкой секретных документов из его офиса, пишет The Guardian.
Израильский суд объявил об арестах в пятницу днем, перед началом шаббата, заявив, что в ходе совместного расследования, проведенного полицией, службами внутренней безопасности и армией, были выявлены подозрения в “нарушении национальной безопасности, вызванном незаконным предоставлением секретной информации”, что также “нанесло ущерб достижению военных целей Израиля".
Считается, что один из арестованных является пресс-секретарем премьер-министра.
Хотя большинство деталей по-прежнему частично скрываются, израильские СМИ сообщают, что целью войны, о которой идет речь, является освобождение 101 израильского заложника, все еще удерживаемого ХАМАС. Подозреваемые, как утверждается, произвели выборочную утечку стратегических документов ХАМАС, найденных Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) в Газе, и манипулировали или редактировали материалы, чтобы создать впечатление, будто палестинская группировка боевиков пыталась тайно переправить заложников в Египет, а затем в Иран или Йемен.
В сентябре Нетаньяху сделал это заявление в интервью и на пресс-конференциях в поддержку нового требования, выдвинутого им на переговорах о прекращении огня и освобождении заложников: израильские войска должны оставаться на границе Газы и Египта. Это требование было отклонено ХАМАС на том основании, что оно не входило в условия, которые обе стороны уже условно приняли, и стало основной причиной провала многомесячных переговоров.
Нетаньяху неоднократно обвиняли в том, что он затягивает сделку, чтобы избежать распада своего коалиционного правительства. Все, что не приведет к полной победе над ХАМАС, является анафемой для его ультраправых союзников, и считается, что он считает сохранение своего поста лучшим способом избежать судебного преследования по делам о мошенничестве, взяточничестве и злоупотреблении доверием, возбужденным в 2019 году. Он отрицает какие-либо правонарушения, отмечает The Guardian.
Вскоре после того, как израильский лидер впервые упомянул о предполагаемом плане ХАМАС, в британском издании The Jewish Chronicle и немецком таблоиде Bild появились сообщения, основанные, по-видимому, на одних и тех же обработанных материалах, которые были широко подхвачены израильскими СМИ.
Обеспокоенные тем, что публикация статей поставит под угрозу усилия по сбору разведданных в Газе, израильская армия начала расследование утечки, заявив, что “не знала о существовании какого-либо подобного документа”. Позднее The Jewish Chronicle опровергла эту историю и уволила журналиста, который ее написал.
Канцелярия премьер-министра в пятницу заявила, что никто из тех, кто работал на Нетаньяху, не был допрошен или задержан, но в субботу не отрицала, что утечка могла произойти из его офиса. В сообщениях СМИ появились десятки других утечек, связанных с прекращением огня и переговорами об освобождении заложников, которые не вызвали расследований.
Предполагается, что обвинения связаны с утечкой секретных документов, небрежностью в обращении с материалами и их использованием для влияния на общественное мнение, а также ненадлежащим наймом консультанта без надлежащего допуска к секретной информации.
Новость об арестах была с яростью встречена противниками премьер-министра в крайне политически разделенной стране. В субботу вечером тысячи людей по всему Израилю присоединились к еженедельным демонстрациям в поддержку соглашения.
Лидер оппозиции Яир Лапид написал в соцсети “X": "У нас есть серьезные враги за рубежом, но опасность, исходящая изнутри и из самых важных центров принятия решений, подрывает основы уверенности граждан Израиля в ведении войны и в решении самых деликатных и взрывоопасных вопросов безопасности".