Устоять под гибридным огнем: названы главные выборные приоритеты Александра Лукашенко

Все мы помним, как во время пандемии Александр Лукашенко единственный не поддался всеобщей истерии, пошел наперекор прозападному глобальному диктату.

Все мы помним, как во время пандемии Александр Лукашенко единственный не поддался всеобщей истерии, пошел наперекор прозападному глобальному диктату. И, как показало время, поступил правильно, спас белорусскую экономику от краха. Страна жила своей обычной жизнью, предприятия, заводы, магазины и кафе работали без остановки. Это «своеволие» во многом послужило поводом для мощной гибридной атаки на Беларусь. В западных верхах было решено окончательно убрать непослушного президента с политической арены. Привычным и безотказным методом — через цветную революцию. Но в Беларуси погасили разгоравшийся пожар. В этом видится огромный исторический пример для всего мира. Почему цветные революции имеют успех? Все просто: агрессивное меньшинство и их щедрые на финансовые подачки руководители извне, жаждущие «перемен», активны и организованны, а народ и власть на месте чаще всего разобщены. Белорусское гражданское общество сплотилось вокруг своего президента. И, конечно, братская Россия вовремя подставила плечо. Как ни крути, а в наши дни, в условиях разгоревшейся борьбы цивилизаций, внутреннее состояние общества и наличие надежных союзников выходят на первый план.

В условиях экономических секторальных санкций (в 2021 году совет ЕС впервые ввел их в отношении Белоруссии) власти пришлось в срочном порядке менять стратегию, перестраивать белорусскую экономику, информационную сферу и внешнюю политику. Сейчас происходит период осмысления и установки барьеров на будущее для отстаивания интересов государства, и уже многое сделано. Принята новая Конституция, где закреплен статус высшего органа власти, Всебелорусского народного собрания, настоящего «народного вече» в его современном облике, принимающего также и решения по стратегическим вопросам. С 2021 года в Беларуси учрежден государственный праздник — День народного единства — как символ восстановления исторической справедливости и освобождения от польского гнета Красной армией Восточных белорусских земель.

Внешние угрозы и жесткие санкции значительно ускорили процессы союзной интеграции, и за пять лет было сделано больше, чем за предыдущие четверть века. Россия и Беларусь стали монолитом, выработали единые подходы в вопросах безопасности, экономических, социальных, научных, технологических, дипломатических и прочих жизненно важных аспектах. Республика Беларусь стала полноправным участником ШОС и партнером БРИКС, государством, влияющим на региональные и мировые процессы, по сути, единственной европейской страной в новой геополитической конфигурации Глобального Юга.

Западный дух постепенно выветривается из общего союзного дома. И это не метафора. Электроника, бытовая техника, одежда, отделочные материалы и многие необходимые товары, которыми пользуются граждане двух стран в повседневной жизни, — российского и белорусского производства. На подходе и белорусский мобильник. «Это уже вопрос национальной безопасности... Поскольку гаджеты уже превратили в боевое оружие», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Проблемы, конечно, существуют, и белорусский лидер не замалчивает даже самые с виду незначительные из них и моментально принимает меры. За эту решительность Батьку и любят. Имел возможность наблюдать, как на концерте по случаю Дня независимости в 2021 году Александр Григорьевич вышел с приветственным словом на сцену Большого театра Беларуси и пожурил, как он это умеет, артистический бомонд. Для зрителей это было неожиданно. В праздники принято исключительно нахваливать. Прозвучал посыл, что государство все делает для творцов, а им всегда чего-то не хватает. В зале аплодисменты не смолкали. И правда, участь доморощенных «людей мира» из российско-белорусской творческой среды часто незавидна — от собирателей польской клубники до содержанок чужих спецслужб и ресторанных попрошаек.

Президент держит руку на пульсе, и те, кто составляет нынешний элитный слой, в массе своей не оторваны от народа, и входят туда не только музыканты, спортсмены и управленцы, но и рядовые труженики села, работники предприятий, педагоги, врачи, предприниматели — представители всех слоев общества. «Неприкосновенных» в белорусской элите, в том числе и на верхних этажах, нет, и они не выделяются стоимостью своих часов, и костюмы носят очень приличные, местного пошива, не за «лям». Знаю не понаслышке, к белорусским чиновникам, в том числе и самого высокого ранга, можно запросто подойти с конструктивным вопросом на различных общественных мероприятиях и сделать совместное памятное фото.

Белорусы никогда еще так хорошо не жили, как сейчас (почти 60% граждан относят себя к среднему классу). Александр Лукашенко об этом прямо говорит. И статистика подтверждает, что Беларусь уверенно входит в число стран с наименьшим уровнем социального расслоения населения по доходам. Как писал Хемингуэй, в Париже его времени можно было прекрасно жить и работать, как бы беден ты ни был. Долгое время таким местом, на мой взгляд, являлся Минск.

Однако жизнь не стоит на месте, меняется общество, меняются люди, деньги приобретают всё большую власть над ними. Минск обуржуазился на моих глазах. Долю потребительской смуты внесли явно переоцененные в плане доходов айтишники, неумолимо растущий мелкобуржуазный класс и та «креативная» часть, которая после драматических событий 2020 года дружно купила билеты на чужие берега. На чистых минских улицах и в автопотоке стало больше хамства, даже в частных лавочках без него порой уже не обходится. Заметно, как некоторые молодые врачи и особенно работники сферы торговли перестали дорожить своей работой, вроде делают всем нам одолжение. Многие озабочены исключительно созданием вокруг себя уютного мирка, незатейливого и сверкающего, как елочная игрушка. Не превратится ли Беларусь в итоге в мелкобуржуазную страну типа Голландии? Может быть, это и неплохо, но мы же видим, к чему пришли в ряде европейских стран. И разве в этом цель общественного развития? Общество потребления — пластилин для цветных революций. В нем нет места гражданскому обществу, высшим идеалам, в конце концов, и будущему.

Как объединить людей не на площадях и дорогах, как было в 2020 году, а в своем мировоззрении? В этом и есть роль идеологии, которая должна быть понятна всем, как это было в советское время. В новой Конституции Республики Беларусь закреплено наличие государственной идеологии, но без конкретизации. Понятно, что надо любить Родину. Это аксиома, но не идеология. Американская идеология предельно проста — царствовать и «рулить» на планете. Она работает. Идеология должна вести за собой, давать направление развития, зажигать сердца. А для этого необходимо соединение материального и идеального. Материальное — это достижение экономического блага страны и народа. Над этим ведется практическая работа. А идеальная основа? За что мы все боремся, какая глобальная цель нашего коллективного общественного развития? Ведь цели у рабочего, бизнесмена и чиновника порой не совпадают. У бизнесмена прибыль во главе всего. Рабочий думает, как прокормить семью, а чиновник — про власть. Можно ли объединить интересы и стимулы? И задуматься над этим стоило бы не только Белоруссии, но и всему постсоветскому пространству. В рамках нашей Евразийской цивилизации.

Несмотря на все глобальные пертурбации последнего времени, некоторая часть общества, в том числе молодежь, по-прежнему смотрит с умилением и большой надеждой на Запад (как показало время, в сторону наших явных или скрытых врагов), хотя там далеко не так все сладко. Копируют образ жизни, манеры, поведение, мечтают там учиться.Можно ли справиться с низкопоклонством перед Западом? Просветительская деятельность, концерты и флешмобы с этим справляются слабо. Получается, мы топчемся на месте. Должна ли в таком случае идеология быть агрессивной? К слову, западная идеология как раз наступательная и агрессивная. И здесь ее сила.

Александр Лукашенко не раз отмечал, что неудовлетворительная идеологическая и воспитательная работа с молодежью является одной из важнейших проблем, и подчеркивал, что высшее образование не может существовать вне политики. И неспроста среди приоритетных целей новой, объявленной недавно пятилетки качества президент особо выделил задачи по совершенствованию общественных отношений и укреплению патриотизма.

Мне одинаково дороги и Россия, и Беларусь. Обе наши страны сейчас испытывают на излом, и нам это надо учитывать, создавать идеологически-информационный фон, что именно за нами правда и мы самые справедливые. Это осознание сплачивало народы большой страны, и сегодня это должно быть внутри каждого жителя Союзного государства. Нам отступать некуда. Наша наднациональная идея не хуторок на отшибе, а судьба нашей цивилизации — от Бреста до Владивостока.