• Новости
  • Политика
  • Рекордов не было, но вопросов много: о чем спросили Путина в этом году
Фото: kremlin.ru Фото: kremlin.ru

Рекордов не было, но вопросов много: о чем спросили Путина в этом году

«Итоги года с Владимиром Путиным» стартовали с не слишком оптимистичного замечания, что «мир либо уже сошел с ума, либо сходит».

«Итоги года с Владимиром Путиным» стартовали с не слишком оптимистичного замечания, что «мир либо уже сошел с ума, либо сходит». «Как России удается оставаться островком благоразумия?» – спрашивала ведущая. Однако президент был настроен философски. И застой – это плохо, потому что всем скучно, и «движуха» никому не нравится, потому что страшно, рассуждал он. Но сейчас, по его мнению, еще не «ужас-ужас». «Все измеряется экономикой», а там ситуация устойчивая. Путин рассказал, что за два последних года ВВП страны вырос почти на 8%, безработица находится на рекордно низком уровне, объемы производства растут. Есть только один тревожный сигнал – инфляция. Президент со ссылкой на главу ЦБ Эльвиру Набиуллину был вынужден впервые официально озвучить неприятную цифру: по итогам года инфляция составит не 7,3%, как еще в ноябре надеялись власти, а 9,2–9,3%.

В это время огромные экраны в зале демонстрировали топ-5 вопросов, которые волнуют жителей различных регионов страны. Практически везде, а во многих субъектах на первом-втором месте, фигурировал «рост цен на товары и услуги». Владимир Путин объяснил, что, по крайней мере, продуктовая инфляция связана с дефицитом предложения на фоне выросших запросов россиян: «Продукции не стало больше настолько, насколько выросло потребление».

Этим, в частности, по его мнению, вызвана дороговизна масла. На плодоовощную инфляцию повлиял также не самый хороший урожай. Вместе с тем, помимо объективных факторов, есть и субъективные, связанные с недочетами в работе властей. ЦБ, сказал Путин, мог бы раньше начать применять «определенные инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки». Что касается правительства, то оно «много делает, когда думает о будущем», формулирует задачи на перспективу, но «неплохо было бы своевременно поработать над развитием отраслей», указал ВВП. Но в целом претензий к работе кабмина нет. «Правительство работает эффективно и вполне удовлетворительно», – сказал он.

От экономики и цен перешли ко второй главной теме – ситуации в зоне СВО. Судя по вопросам на экранах, россиян в этом контексте больше всего волнует поиск военных, пропавших без вести. О поиске Владимир Путин говорить не стал, однако прокомментировал ситуацию, связанную с выплатами семьям пропавшим. «Когда человек с радаров исчезает, здесь возникает вопрос поддержки семей», – сказал он, отметив, что, поскольку начисление боевых прекращается, надо подумать о других, временных пособиях. А также «сократить сроки принятия окончательных решений». Иными словами – быстрее признавать человека погибшим, чтобы семья могла претендовать на весь объем финансовой помощи, положенной в таких случаях. «Это очень чувствительный вопрос для многих людей», – признал ВВП.

Другой чувствительный вопрос в прямом эфире озвучила жительница Курской области. Когда именно ВСУ будут выбиты из моего села и других мест, спросила она. Владимир Путин заверил, что военные действуют по намеченному плану, но публично называть конкретную дату, по его словам, было бы неправильно – люди пойдут в бой и «не будут считаться с потерями». «Точно выбьют, а все, что разрушено, будет восстановлено», – пообещал президент.

Неожиданной для Верховного главнокомандующего оказалась информация о том, что военнослужащим, сражающимся в Курской области, платят меньше, чем в зоне СВО, поскольку там действует другой режим — контртеррористической операции. «Мне это в голову не приходило», — признался ВВП, пообещав, что ситуация с выплатами будет исправлена. «За подбитую технику ребята вознаграждения получат?» — воспользовавшись случаем, спросил ведущий. «А что, есть проблемы?» — снова удивился Путин. «Ну, тяжеловато». Президент заявил, что и с этой проблемой разберется тоже.

Отвечая на вопрос о возможностях «Орешника», Путин предложил провести «высокотехнологичную дуэль XXI века»: пусть США выберут какой-нибудь объект в Киеве, стянут туда свои комплексы ПВО и ПРО, а Россия ударит туда своей новой ракетой. «Мы к такому эксперименту готовы. И для нас это будет интересно и полезно, и для американской стороны», — считает президент.

Американский журналист решил вывести Владимира Путина из себя, указав на заведомо слабую позицию российского лидера на возможных переговорах с Дональдом Трампом. В СВО погибло много людей, Асад бежал, в стране высокая инфляция, перечислил он. Но план не удался. Путин остался совершенно спокоен и даже выразил заинтересованность в продолжении диалога. Когда Дмитрий Песков попытался передать микрофон другому, более миролюбиво настроенному участнику, президент уточнил, нет ли у американца еще каких-нибудь вопросов. И они, разумеется, нашлись, причем важные — о готовности к компромиссу по Украине. «Политика и есть искусство компромиссов. Мы всегда говорили, что готовы к переговорам и компромиссам», — заявил президент. А на рассуждения о слабости ответил цитатой Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Россия, по его мнению, находится в наиболее сильном положении, чем когда-либо. «Если мы встретимся с Трампом, нам будет о чем поговорить», — заверил он.

Вместе с тем позиция Владимира Путина относительно Украины осталась ясной не до конца. Отвечая на другой похожий вопрос, он заявил, что готов к переговорам без предварительных условий, однако стамбульские договоренности 2022 года, а самое главное, тезисы, озвученные в июне этого года в МИДе, остаются на столе. (Напомним, что в этих тезисах зафиксированы требования к Киеву, включая вывод украинских войск со всей территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. А значит, условия все-таки есть.) Путин снова повторил, что на краткосрочное перемирие с Украиной он не согласен ни в какой конфигурации (ну разве что на два дня по случаю Рождества, как просил венгерский премьер Орбан). России нужен мир с обеспечением всех гарантий безопасности — «это сложный вопрос, но формулу можно поискать». Однако пока непонятно, с кем вообще подписывать мирный договор, если до него, конечно, дойдет. По словам президента, он готов разговаривать с любым человеком, в том числе с Зеленским, но для этого он должен победить не выборах. А пока президентские выборы на Украине не состоялись, единственным политиком, чья подпись для ВВП остается легитимной, является спикер Верховной рады.

На исходе четвертого часа в зале все-таки нашелся человек, которому удалось добиться от Владимира Путина более эмоционального ответа, чем все предыдущие. Им оказался не блогер Влад Бумага с 80 млн подписчиков, не Ксения Собчак и не журналистка телеканала «Спас», требовавшая запретить порносайты. (К ним, кстати, президент, похоже, относится достаточно терпимо. Назвал общемировой «бедой», но, прежде чем говорить о запрете, предложил придумать более захватывающую альтернативу.)

Корреспондент BBC Стив Розенберг напомнил Владимиру Путину о прощальных словах Бориса Ельцина: «Берегите Россию!» и поинтересовался, удалось ли выполнить этот наказ. Обычно президент избегает прямых ответов и подводит к сути издалека. Но в этот раз отреагировал без обиняков. «Да! Я считаю, что не просто уберег страну, мы отошли от края пропасти», — энергично и даже яростно заявил Путин. «Все, что происходило с Россией до и после этого», по его словам, «вело к полной и тотальной утрате суверенитета». А без суверенитета Россия существовать не может. Он напомнил, что Ельцина на Западе «покровительственно хлопали по плечу» до тех пор, пока он не встал на защиту Югославии. А когда это произошло, стали обзывать «алкашом». «Вы этого разве не помните? — напустился на британского журналиста президент. — Я сделал все, чтобы Россия стала самостоятельной и суверенной державой, которая в состоянии принимать решения в своих интересах!» Он признал, что за время СВО стал меньше шутить и смеяться. Однако ни о чем не жалеет. Более того, «такое решение, которое было принято в начале 2022 года, нужно было принимать раньше». А также заранее «начать готовиться к таким мероприятиям», как возвращение Крыма и СВО.

В общей сложности «Итоги года с Владимиром Путиным» продолжались 4 часа 25 минут: россиянам удалось задать меньше вопросов, чем журналистам, а часть тем, которые статистика вывела в топы (например, газификация и состояние дорог), не прозвучали вообще. Однако организаторы пообещали, что ни одно обращение без ответа не останется — работа над ними продлится весь год, до следующих «Итогов».

3 ГЛАВНЫХ ОТВЕТА ПРЕЗИДЕНТА

— Выполнили ли вы просьбу бывшего президента Бориса Ельцина: «Берегите Россию»?

— Да, я считаю, что не просто уберег. Я считаю, что ушли от края пропасти. Я считаю, что все, что происходило с Россией, вело нас к полной и тотальной утрате нашего суверенитета. А без этого Россия не может существовать.

— Изменили бы вы свое решение, если бы можно было вернуться в февраль 2022-го?

— Гипотетический вопрос — если бы можно было вернуться. Вы знаете, если бы можно было посмотреть на ситуацию, зная, что сейчас происходит... О чем бы я подумал — это то, что такое решение, которое было в начале 2022-го принято, нужно было бы принимать раньше. <...> Зная об этом, надо было бы готовиться раньше к этим мероприятиям, в том числе и к СВО.

— Счастливы ли вы?

— Это счастье не может быть полным до тех пор, пока ребята наши не вернутся с фронта, пока их не встретят их матери и жены, не обнимут их дети.

О Курске, экономике, "малышах" и песнях: мимика и эмоции Путина на большой пресс-конференции

О Курске, экономике,

Смотрите фотогалерею по теме


Может быть интересно