"Курс на войну с Россией": Европа пытается вернуть себе роль геополитического лидера
"Произошло уже окончательное утверждение трех ведущих центров силы, или так называемого большого треугольника, в рамках которых решаются судьбы кризисов, - констатировал, открывая "круглый стол", председатель "информационной" комиссии Совфеда Алексей Пушков.
"Произошло уже окончательное утверждение трех ведущих центров силы, или так называемого большого треугольника, в рамках которых решаются судьбы кризисов, - констатировал, открывая "круглый стол", председатель "информационной" комиссии Совфеда Алексей Пушков. - Это Соединенные Штаты, Россия и Китай".
Роль Европы, продолжил сенатор, резко снизилась - как в экономическом, так и в геополитическом плане. "Парадоксальным образом они (европейцы. - "МК") хотели, чтобы украинский кризис эту роль повысил, но, на мой взгляд, расчет не оправдался, - уточнил Пушков. - Европа, которая замкнула себя на этот кризис и фактически строит свои отношения с другими центрами силы в зависимость от того, как они относятся к украинской теме, конечно, очень серьезно ограничила свою геополитическую роль".
Однако списывать Европу со счетов, считает глава комиссии, рано. Ситуация видится сенатору следующим образом: "Европа это (оттеснение на вторые роли. - "МК"), мне кажется, понимает, и она пытается вернуть себе роль геополитического центра, геополитического лидера. Через достижение задач, которые мы считаем недостижимыми - через поражение России. Отсюда, на мой взгляд, мобилизация в пользу Украины - европейских ресурсов, я имею в виду, - милитаризация Европы, причем милитаризация достаточно выраженная, и вот тот курс на войну с Россией, о котором очень много говорят".
В общем, что касается мировой политики, то, по словам Пушкова, тут все по-прежнему непросто и противоречиво: "Есть большое количество сложностей, игр, контригр, скрытых различных мотивов. И, конечно, попыток сорвать мирное урегулирование. Поэтому говорить о том, что мы вышли на качественно новый уровень в политике, мы не можем".
Но на фронтах информационной войны явно обозначился перелом. "В информации я вижу изменение качества освещения этого кризиса глобальными средствами массовой информации, - говорит сенатор. - И оно в целом происходит в нашу пользу... Широко признано, что Россия побеждает в войне. Ну, во всяком случае, серьезные средства массовой информации другой точки зрения не придерживаются... Вопрос уже не в исходе войны, а в том, на каких условия она завершится...
Произошла утрата контроля над нарративом со стороны западных СМИ. Раньше нарратив жестко контролировался. Какие-то идеи, альтернативные тому, что Россия будет повержена - либо экономическими санкциями, либо международной изоляцией и так далее - не допускались. Это был доминирующий нарратив. Сейчас нарратив распался... Потому что невозможно постоянно игнорировать реальность... Реальность одерживает верх над нарративом".
Продолжил обсуждение заявленной темы замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. Причем сказать, "продолжил в том же духе", будет, пожалуй, не совсем верно. Содержательные разногласия между ораторами, разумеется, отсутствовали, но вот о стиле никак нельзя сказать то же самое. Стилистическое разнообразие было налицо.
Стилистика замминистра живо напомнила о наиболее "сочных" образцах советской дипломатической риторики. "Специальная военная операция буквально сорвала маски с западных радетелей за, как они это называли, глобальный мир, свободу, демократию и права человека и обнажила их истинное лицо, - чеканил Рябков. - Лицо хищной империалистической элиты, одержимое манией нанесения России стратегического поражения и консервации своего неоколониального господства в большой Евразии..."
Значительная часть "круглого стола" была посвящена формам и методам информационной работы с незападной частью земного шара - с населением Африки, Азии, Латинской Америки. Скажем, выступивший на "столе" заместитель главного редактора RT Алексей Николов без обиняков назвал свой телеканал ведущим СМИ "в области продвижении российских нарративов, российской информации и интересов в мире".
Судя по представленному замглавреда отчету о проделанной работе, особенно заметно это продвижение в Африке. "Закрыли нас в Европе, мы радостно, наш французский, арабский и английский каналы, локализовали в Африке: открыли там или бюро, или хотя бы завели корреспондентов в каждой практически африканской стране, - подробно перечислил Николов достижения RT на "черном континенте". - Вступили, первое российское СМИ, в Африканский вещательный союз...
Это уже после начала СВО. Это был очень хороший знак, когда нас исключили из Европейского вещательного союза, все российские СМИ, а мы взяли и вступили в Африканский вещательный союз... У нас был очень хороший проект, он продолжается, с потомками выдающихся африканских лидеров... Очень активно работает наш образовательный проект..."
Впрочем, и на жарком солнце продвижения наших нарративов и интересов в дальние дружественные дали есть свои пятна. О них, в частности, рассказала старший научный сотрудник Центра истории и культурной антропологии Института Африки РАН Вероника Усачева.
"Африка - молодой континент, - поведала ученый. - Количество молодого населения огромно. Обращаться нужно именно к нему. И здесь у нас тоже есть проблемы. С чем мы к нему пойдем? Африканские молодые активисты говорят: да, Советский Союз продвигал борьбу против колониализма, но он был социалистическим, а вы сейчас такие же капиталисты, как все остальные. А чем вы отличаетесь?
Причем мы интуитивно, и не только интуитивно, знаем, чем отличаемся. Мы чувствуем. Но нам не хватает прописанного, масштабного нарратива. Нам не хватает этого дискурса, нам не хватает научных, политических, общественных работ, которые бы описывали, как мы отличаемся".
Нельзя не заметить, что проблема, поднятая Вероникой Усачевой, выходит далеко за рамки российско-африканских отношений. Более того, присутствует, увы, и в самой России. Чувствовать - многие чувствуют. Но с внятными нарративами на эту тему в стране явная напряженка.