Политолог рассказал о грядущих выборах: какого президента не потерпят в Грузии
Премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе на климатическом саммите в Баку сообщил журналистам, что выборы президента Грузии предположительно пройдут в январе будущего года.
Премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе на климатическом саммите в Баку сообщил журналистам, что выборы президента Грузии предположительно пройдут в январе будущего года. Напомним, в 2017 году полномочия президента были существенно сокращены и отменены его прямые выборы. Теперь за это отвечает коллегия выборщиков, наполовину состоящая из депутатов парламента, а наполовину - из делегатов регионов.
Саломе Зурабишвили, родившаяся во Франции в семье иммигрантов из Грузии, в 2004 году из рук Михаила Саакашвили получила грузинское гражданство и должность министра иностранных дел Грузии. В 2018 году она стала основным кандидатом на президентских выборах. Правящая партия «Грузинская мечта» оказала ей тогда поддержку в финансировании кампании и агитации.
Зурабишвили стала первой в стране женщиной-президентом. Несмотря на то, что Грузия тогда стала парламентской республикой и должность президента является больше формальной , чем наделенной реальной властью, некоторые жители страны прислушиваются к её мнению.
Так, после парламентских выборов 2024 года она возглавила протестные акции и заявила, что не принимает результаты голосования. Зурабишвили призывает сторонников выходить на улицы.
Ранее депутаты «Грузинской мечты» запускали процедуру импичмента президенту из-за ее зарубежных визитов, не согласованных с правительством. Однако голосов депутатов не хватило, чтобы завершить процедуру.
«Наша конституция - тот основополагающий акт, в котором воля грузинского народа находит особое отражение. Поэтому ее намеренное, открытое и наглое нарушение не может остаться без реагирования», - предупреждал спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили.
Каким будет следующий президент Грузии, «МК» рассказал старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН Камран Гасанов:
- Саломе Зурабишвили точно не будет президентом. По крайней мере, если не произойдет революции и «Грузинская мечта» выстоит. Правящая партия сама поддержала ее кандидатуру на этом посту в 2018 году, чтобы она снимала пар оппозиции и была связующим звеном между Тбилиси и Брюсселем за счет контактов и связей во Франции.
Но в последние годы Зурабишвили потеряла надпартийность, свойственную президенту. Перешла открыто на сторону оппозиции и более того - в отсутствии явного лидера наподобие Саакашвили во время выборов возглавила ее, предложив четырем блокам подписать так называемую «Грузинскую хартию».
А до этого она уже успела подействовать на нервы «Грузинской мечте» и ее основателю Иванишвили, поддержав протесты против закона об иноагентах и совершив несогласованные поездки в ЕС. Зурабишвили, будучи сама частью правительства, обливала его грязью, называла грузинский кабмин российским.
Помимо старых дел на нее теперь повесят и новые дела - в частности неподтвержденные обвинения в фальсификации итогов выборов. Зурабишвили все еще ждут в прокуратуре.
Теперь, когда водораздел между оппозицией и властью, Грузией и Западом стал еще более четче, «Грузинская мечта» точно будет выдвигать в качестве президента человека из системы без двойной лояльности между Брюсселем/Парижем и Тбилиси. Кто это будет, пока не ясно. Но точно не «саакшвилист», не член оппозиции и точно не Зурабишвили. Второго троянского коня Кобахидзе и Иванишвили не потерпят.