Обломки Ту-154 президента Польши Качиньского останутся в РФ до конца расследования
Обломки самолета Ту-154, разбившегося в 2010 году под Смоленском и принадлежавшего президенту Польши, останутся в России до завершения расследования.
Обломки самолета Ту-154, разбившегося в 2010 году под Смоленском и принадлежавшего президенту Польши, останутся в России до завершения расследования. Об этом заявил посол России в Варшаве Сергей Андреев в интервью РИА Новости.
Он отметил, что, хотя польские власти официально отказались от версии о взрыве на борту, они не спешат снять обвинения с российских авиадиспетчеров. "Теория заговора и покушения, продвигаемая предыдущими польскими властями, была признана прокуратурой Польши необоснованной, что сняло подозрения как с тогдашнего правительства во главе с Дональдом Туском, так и с российских властей. Тем не менее, польская прокуратура продолжает обвинять трех российских авиадиспетчеров, дежуривших в смоленском аэропорту, в умышленном доведении до катастрофы. Российское следствие считает эти обвинения безосновательными", - добавил Андреев.
Посол также упомянул о намерениях польских властей предъявить обвинения российским патологоанатомам, которые исследовали останки жертв катастрофы. В связи с этим он подтвердил, что обломки самолета останутся в России до завершения всех процессуальных действий по делу.
"Польская сторона настаивает на возвращении обломков самолета, но наша позиция остается неизменной: до завершения расследования эти обломки как вещественные доказательства должны оставаться в распоряжении российских следственных органов", - отметил он.
Андреев добавил, что предсказать намерения польской стороны относительно расследования невозможно. "Мне неизвестно о каких-либо контактах между российскими и польскими следственными органами в последнее время. О том, что произойдет при смене власти в Польше, сейчас говорить рано", - заключил он.
Самолет Ту-154, "борт №1", разбился при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный", унеся жизни 96 человек, включая президента Леха Качиньского и других высокопоставленных лиц.
Через год после трагедии Международный авиационный комитет (МАК) установил, что причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром из-за тумана, а системными причинами — недостаточная подготовка летчиков президентского отряда. Первая польская комиссия под руководством Ежи Миллера подтвердила эти выводы.
В 2015 году польское правительство не согласилось с отчетом МАК и создало вторую комиссию, которая долго не могла завершить работу. Эта комиссия под руководством Антония Мачеревича обвинила российские власти и утверждала, что на борту произошел взрыв. На основании ее промежуточных выводов были возбуждены уголовные дела против трех российских авиадиспетчеров.
В декабре 2023 года министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш распорядился о ликвидации комиссии по повторному расследованию катастрофы. Польские власти также отказались от обвинений в адрес России.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал это решение, подчеркнув, что Россия всегда была против политизации этой трагедии и выразил надежду на то, что эта страница будет закрыта.
В 2024 году в Польше признали отсутствие следов взрывчатки на обломках Ту-154 Качиньского.