«Немного сумасшедший»: друг Трампа, будущий глава ФБР против «глубинного государства»

Беженцы из Восточной Африки Семья Каша принадлежит к влиятельной общине Гуджарата.

Беженцы из Восточной Африки

Семья Каша принадлежит к влиятельной общине Гуджарата. Традиционно в их семьях очень много детей. Представители гуджаратцев формируют крупные коммуны по всему миру, в основном на бывших территориях Британской империи. Восточная Африка также была под колониальным контролем Британии, и до сих пор ее страны входят в состав британского Содружества наций. Так и семья Каша отправилась в середине 20 века в Уганду, где обосновалась.

Отец Каша, Прамод Патель, работал в компании-производителе сахарного тростника, а позже стал одним из ключевых финансистов Madhvani Group, крупной сети компаний, принадлежавших индийской коммуне в Уганде. Но в 1971 году все изменилось с приходом к власти Иди Амина.

Обвинив индийскую общину в неверности его режиму и желая национализировать экономику Уганды, Иди Амин отдал приказ о том, что вся индийской община должна покинуть Уганду за 90 дней. Madhvani Group также подверглась атакам новой власти, и отец Каша принимает решение бежать из страны, опасаясь за свою жизнь.

Многие из беженцев отправились обратно в Индию, однако часть из них выбрала Запад, в основном в Канаду, Великобританию и США. Родители Каша ненадолго возвращаются в родной штат Гуджарат, прежде чем вновь отправиться, в этот раз в Северную Америку – в Канаду.

Индийцы – самая крупная группа не-европейцев, проживающих в Канаде. Благодаря этому индийская диаспора в Канаде и в США обладает большим влиянием, что позволяет семье Каша хорошо обустроиться на новом месте. При этом важно подчеркнуть, что гуджаратцы стараются сохранять свою культурную идентичность, да и сам Каш Патель неоднократно заявлял, что, несмотря свою приверженность позиции “Америка превыше всего”, гордится своим индийским наследием и старается сохранить свою культурную идентичность.

Долго в Канаде семья Каша не задерживается и позже они вновь эмигрируют – в этот раз в США. Именно там, в богатой семье беженцев из Уганды, в городке Гарден-сити штата Нью-Йорк и рождается будущий директор ФБР Кашьяп «Каш» Патель.

Его семья, отец в которой – высококлассный финансовый специалист, может позволить себе направить его на обучение юриспруденции в престижный Университет штата Ричмонд. Позже Каш возвратится в Нью-Йорк и получит сертификат по международному праву юридического факультета Лондонского университетского колледжа в Соединенном Королевстве.

Показательно то, как много американцев из индийской диаспоры вошли в мейнстрим за последние несколько лет. Логично было бы предположить, что они будут больше поддерживать демократов с их политикой инклюзивности. Влияние индийцев на американскую политику за последние несколько лет сильно возросло, в основном за счет специалистов по высоким технологиям и ИИ. Поддержка Трампа и республиканцев для них – возможность пробиться в политические элиты и влиять на политику страны, демократы для них выступают как партия уже устоявшихся политических элит. В качестве самых ярких примеров выступают Вивек Рамасвами, Джей Ди Вэнс (женатый на индианке), Шрирам Кришнан и сам Каш Патель.

Необычное резюме

Молодой юрист Каш Патель начал свою карьеру как государственный защитник. Он выступал как в судах присяжных, так и в государственных и федеральных судах. Далее он работал в отделе Министерства юстиции, сотрудничал со службами специальных операций США. Еще тогда его коллеги подмечали то, что он готов открыто идти на конфликт с руководством, нарушать устоявшиеся нормы.

«Оглядываясь назад, я вижу, как он превратился в человека, который видит врагов повсюду, – сказал один из его бывших коллег CNN. - Я думаю, он всегда был таким, оппортунистом, который постоянно чувствует себя обиженным».

В 2017 году Каш получил должность в комитете по разведке Палаты представителей. Именно тогда он, работая совместно с Дэвидом Нуньесом, изучает ход расследования вмешательства России в выборы в США 2016 года.

Их совместная работа привела к составлению скандально известного «Меморандума Нуньеса». За него Каш Патель подвергается резкой критике со стороны американских СМИ, однако работу Пателя высоко оценили американские консерваторы, и в конечном итоге он привлек внимание самого Трампа. Позже Патель даже напишет про это детскую книгу, в которой «король Дональд» подвергается преследованиям со стороны злой «Хиллари Куинтон».

За следующие четыре года он оставил карьеру юриста и, став одним из самых доверенных помощников Дональда Трампа, Патель перейдет на государственную службу. По назначению президента он работает в национальной безопасности в федеральном правительстве США.

Во время президентского срока Трампа Каш курировал выполнение главных миссий разведки США, включая ликвидацию нескольких лидеров террористических организаций на Ближнем Востоке, экстрадицию американских заложников из Африки и Индии. Наличие «своего человека» в разведслужбах являлось рычагом, которым президент США мог бы оказывать давление на спецслужбы, в том числе чтобы избежать повторения скандала 2016 года.

Патель курировал операции всех 17 агентств разведывательного сообщества США и ежедневно предоставлял брифинг президенту. Эта работа, как позже признавался сам Патель, позволила ему увидеть много недостатков в работе государственного аппарата США:

«Я увидел, что представители государства, занимающие ключевые позиции в ФБР и других министерствах, выносили решения по расследуемым делам, основываясь не на объективных фактах и доказательствах, а на своих политических взглядах».

Патель заявляет, что он полностью разочаровывается в работе правоохранительных органов США и системы правосудия в целом. С другой стороны – как должны были реагировать спецслужбы на такое назначение? Разве не является прямым давлением на, по своей структуре, независимое от властей США агентство назначение ярого лоялиста Трампа (для которого еще и была создана специальная должность) – прямым давлением на спецслужбы США?

В конце первого срока Трамп еще тогда ведет обсуждения о назначении Пателя заместителем директора либо ЦРУ, либо ФБР. Однако, как оказалось временно, отказывается от этого плана, после волны критики, в том числе от высокопоставленных лиц, включающих бывшего директора ЦРУ Джины Хаспел.

По какой причине Патель подвергается такой яркой критике со стороны политических элит США? Главной причиной является фанатическая лояльность Каша, в которой признается сам Трамп.

«Я думаю, что он немного сумасшедший, иногда нам нужно немного сумасшествия» – так характеризует Дональд Трамп Каша Пателя. В назначении Трампом Пателя, возможно, прослеживается желание Трампа ответить бюро за события 2016 года.

Решение Дональда Трампа отстранить Кристофера Рэя от должности руководителя ФБР напоминает его действия в первый срок президентства, когда он уволил директора ФБР Джеймса Коми. С точки зрения Трампа назначение лояльного ему Каша Пателя позволит добиться тех изменений в работе Бюро, которые Трамп не смог реализовать за свой первый президентский срок назначением Рэя.

Но «сумасшествие» Каша уже напугало многих чиновников из администрации Джо Байдена. Бывший специальный агент ФБР Дэниел Бруннер заявил CNN, что «руководство Пателя нанесет агентству огромный ущерб».

После победы Джо Байдена на выборах 2020 года Каш полностью переключается на работу на Дональда Трампа, является членом совета директоров и консультантом материнской компании Truth Social, социальной медиаплатформы Трампа.

После событий в Капитолии 6 января он основал Kash Foundation, компанию, занимающуюся сбором средств для помощи обвиняемым в причастности к штурму Капитолия 6 января 2021 года. Также он активно выступает с интервью, проводимыми сетью консервативных американских СМИ, где выражает весьма громкие заявления.

Закрытое общество и его друзья

Один из любимых терминов, которые неоднократно использует Патель в интервью и подкастах у Стивена Беннона – это «двухуровневая система правосудия». По его мнению, федеральные правоохранительные органы используют два различных стандарта правосудия – один для друзей «глубинного государства», а другой для его противников. Его союзники, такие как семья Байденов, получают лишь ограниченное и поверхностное внимание, в то время как его враги постоянно подвергаются преследованиям и притеснениям. Судебное преследование Трампа, по мнению Пателя, является законным расследованием правонарушений, атакой на человека, который угрожает власти «глубинного государства» над Америкой.

Американский журнал Vox в своей статье, рефлексирующей основные тезисы Каша, в ужасе проводит параллели между его фанатичной борьбой с “глубинным государством” и той риторикой, которая была использована Эдвардом Гувером во времена борьбы с “красной угрозой”. Но, вероятнее всего – это лишь риторика, часть громких заявлений участника политики Трампа, который не стесняется в обещаниях “осушить болота” и “построить стену с Мексикой” в его предвыборной гонке.

Одной из ключевых фигур расследований Пателя выступает Хантер Байден. Каш открыто заявляет, что Хантеру сошли с рук многочисленные тяжкие преступления, связанные с его финансовыми операциями на Украине, и что его отец, Джо Байден также причастен к этим преступлениям.

«Хантер Байден виновен в нарушении Закона о регистрации иностранных агентов. Мы докажем, что Хантер Байден связан с преступниками из Украины и Китая, отмыванием денег, которые получал Хантер Байден, и использований его отношений с отцом. Министерство юстиции должно предъявить ему обвинение, но они этого не сделают. Поэтому я думаю, что именно на них нам нужно сосредоточиться», – заявил Патель в одном из своих интервью.

Именно по этой причине многие из администрации Байдена, да и из бывших соратников Трампа бьют тревогу и ожидают упреждающего помилования, подобного тому, которое тот выдал своему сыну, до того, как Трамп официально займет должность 20 января 2025 года.

Джо Байден много раз обещал, что не будет вмешиваться в судебный процесс над его сыном, Хантером, однако именно выдвижение кандидатуры Каша Пателя на пост главы ФБР заставило его изменить свое решение.

Помимо большого количества интервью, политические взгляды Каша он выразил в своей книге «Правительственные гангстеры», в которой выступает с резкой критикой ФБР и Министерства юстиции, требуя отставки высокопоставленных сотрудников и называя бюро «угрозой для американского народа».

«Я бы закрыл центральный офис ФБР в здании Гувера в первый же день на посту и открыл бы его уже как музей глубинного государства».

Патель также пугает обещаниями расследовать действия американских журналистов, заявив о намерении привлечь к ответственности тех, кого он считает распространителями ложной информации. «Да, мы придем за людьми в СМИ, которые лгали об американских гражданах, которые помогали Джо Байдену фальсифицировать президентские выборы», – заявил Каш.

Каш Патель представляет собой фигуру, одержимую разоблачением «глубинного государства», которое управляет США, применяя двойные стандарты правосудия. Его центральная идея – существование «двухуровневой системы правосудия», где элита, включая семью Байденов, избегает ответственности, в то время как оппоненты подвергаются критике СМИ и политическим преследованиям. Эта убежденность прослеживается во всей его политической деятельности, от написания книги «Правительственные гангстеры» до нацеленности на расследование деятельности Хантера Байдена и привлечения к ответственности журналистов, которых он считает причастными к распространению дезинформации.

Если воспринимать его заявления за чистую монету – то как глава ФБР Каш Патель предстает как фигура, определяемая одной целью – расследованием и борьбой с «глубинным государством». Он будто одержим идеей заговора в американских элитах, видит всюду зловещую паутину «глубинного государства». Это черно-белый мир: есть те, кто правит закулисно, избегая любых последствий своих действий, и те, кто страдают от несправедливости и политических преследований. Закрытое общество, его друзья и его враги, частью которых видит себя Каш.

Американские СМИ уже вовсю опасаются, что на своем посту он будет не столько директором спецслужбы, сколько специализированным «чистильщиком» от администрации Трампа, чья главная задача – не управление, а противостояние устоявшимся американским элитам.

Риторика Каша состоит из громких лозунгов и провокационных заявлений. В этом смысле его деятельность далека от предыдущих директоров ФБР, помимо Эдварда Гувера, правда, тогда борьба была не с представителями «глубинного государства», а с так называемой красной угрозой.

Что же будет на самом деле? Для политических элит США все может быть не так мрачно – так, в интервью CNN коллега Пателя, проработавший с ним более десяти лет, выразил мнение, что критика в адрес Каша преувеличена:

«Он не будет преследовать никого, заняв пост, сосредоточит работу бюро на преступности, преследуя картели и следя за тем, чтобы бюро хорошо выполняло свою работу».

Патель – ярый лоялист Трампа, представитель новых формирующихся политических элит. Его история – не только о нем самом, но и том, насколько силен раскол в современных американских элитах. Удастся ли ему реализовать свои громкие заявления или они так и останутся громкими заявлениями – нам еще предстоит это узнать. Ясно то, что Каш Патель – представитель новых политических элит, которые используют президентскую кампанию Трампа как площадку для продвижения во власть. И это намного больше, чем лозунги или точечные показательные акции, пугает устоявшиеся элиты и то самое «глубинное государство».