Китайский связной: Ван И приехал не только подготовить визит Си Цзиньпина

Официальный повод для визита высокопоставленного китайца прозрачен, как капля росы на лепестке лотоса.

Официальный повод для визита высокопоставленного китайца прозрачен, как капля росы на лепестке лотоса. В мае на празднование 80-летия Победы в ВОВ в Москву прибывает Си Цзиньпин. «Я готов провести самую хорошую подготовку к контактам на высоком и высшем уровне в текущем году», — заявил своему российскому визави Сергею Лаврову Ван И. Стороны отметили, что «Россию и Китай объединяет не только историческое и боевое братство, но и широкая общность национальных интересов», и выразили уверенность, что «всеобъемлющее стратегическое взаимодействие двух стран обязательно поднимется на новую высоту».

В современной культуре, где политики зачастую общаются как тиктокеры, этот стиль выглядит старомодным и высокопарным, но таковы традиции китайской дипломатии. В Кремле, куда Ван И прибыл после обеда, снова говорили об общей победе над фашистской Германией и милитаристской Японией и обещали совместно продвигать многополярный мир и демократизацию международных отношений. По словам Владимира Путина, председатель Си приезжает в Москву не только для участия в торжественных мероприятиях — планируется отдельный визит. «Подготовим хорошую, насыщенную программу, будет возможность поговорить», — заверил он. Ван И отметил, что по линии внешнеполитических ведомств «часы сверены» — подготовка к визиту Си идет в «намеченном русле». «Сегодня у нас хорошая возможность выслушать ваши ценные мнения, о которых я доложу лично председателю», — заявил он.

Что именно интересует главу КНР, догадаться, в принципе, нетрудно. То же самое, что и других мировых лидеров. Как на самом деле (про «фантастически» все сто раз уже слышали, но мало кто верит) продвигаются переговоры России и США? Каковы перспективы мирного урегулирования на Украине в ближайшие месяцы? Как Путин видит послевоенное устройство? Насколько велик риск вторичных санкций, которые Трамп пообещал покупателям российской нефти (а крупнейшим из них является Китай) в случае, если Россия откажется от сделки? Готов ли Путин поделиться редкоземельными металлами и другими труднодоступными ресурсами с американцами? Могут ли европейские концерны потеснить китайский автопром? И т.д. и т.п.

В интервью российским СМИ Ван И поприветствовал шаги к нормализации отношений Москвы и Вашингтона. «Это вносит оптимизм в неутешительную международную обстановку», — заявил он. Однако у этого сближения, как известно, есть и другая сторона. Дональд Трамп в свое время прямо заявил, что намерен разорвать вредный для США союз Москвы и Пекина, «поженившихся» при попустительстве Байдена. Многие политологи по обе стороны океана уверены, что именно эту задачу, получившую название «стратегии обратного Никсона», он решает в ходе конфиденциальных переговоров с Кремлем.

Подобные слухи, естественно, не на шутку тревожат как самого председателя Си, так и его посланца Ван И. Публично глава китайской дипломатии заявил, что все это «рецидив отжившего конфронтационно-блокового мышления» и «китайско-российские отношения крепки, как гора Тайшань». Однако в Пекине прекрасно помнят, что стратегия самого Никсона, сблизившегося с Китаем, чтобы ослабить СССР, имела успех. А значит, у Дональда Трампа, несмотря на все высокопарные слова, тоже есть шанс. Кремль в свою очередь может попытаться использовать нервозность Пекина, чтобы добиться уступок, на которые китайцы ранее не соглашались.